Центральная и вегетативная нервная системы закладываются на раннем внутритрубном этапе развития плода. Они продолжают развиваться на протяжении всего срока беременности. Эволюция и адаптация нервной деятельности младенца проходит до 3-4 лет. Поэтому синдром двигательных нарушений может быть следствием патологий, возникших на разных стадиях формирования плода или родившегося малыша.
Синдром двигательных нарушений у детей может проявляться в раннем новорожденном периоде в виде отсутствия важных рефлексов. Также патология может начать проявляться ближе к возрасту в 5-6 месяцев. Родители могут замечать вялость и апатичность младенца, изначально принимая её за особенность характера ребенка. На самом деле любая апатичность со стороны малыша и отсутствие у него живого интереса к окружающей среде говорит о дисфункции высшей нервной деятельности.
Нарушение двигательных функций подразделяется на спинальные и церебральные виды. В первом случае повреждение нервного волокна, отвечающего за организацию двигательной моторики, происходит на уровне позвоночного столба. Это может быть осложнение родовой деятельности, неправильное предлежание плода, гемангиома, неправильное положение тел позвонков и т.д.
Церебральный тип патологии может быть связан с гипертонусом на фоне неправильной работы коры головного мозга. Эта структура при неправильном развитии не может качественно обрабатывать поступающие от периферической нервной системы сигналы. В результате наблюдается невозможность совершения движений в полном объеме. Могут возникать слабые парезы и параличи, самым опасным осложнением является детский церебральный паралич (ДЦП).
Очень важно распознавать синдром двигательных дисфункций у ребенка на ранних стадиях. Исключается всегда патология, связанная с иннервацией той мышечной ткани, которая не развивается и не работает в должной мере.
В раннем младенческом возрасте клиническими признаками могут быть повышение или снижение мышечного тонуса (вплоть до полного паралича или вялого пареза), отсутствие рефлексов или их чрезмерное проявление, появление патологической подвижности или скованности. При умеренной выраженности их симптомов может помочь курс лечебного массажа и гимнастики. Если своевременно обратиться за медицинской помощью, то можно избежать формирования ДЦП в развернутой форме.
В этой статье рассказано про механизм развития патологии, отличительные клинические признаки, виды нарушений и способы их коррекции без применения сильнодействующих фармакологических препаратов.
Если у вашего малыша есть признаки нарушения двигательных функций, не стоит терять время в ожидании того, что все это пройдет самостоятельно. До тех пор, пока не будет обнаружена и устранена причина развивающихся нарушений, болезнь будет прогрессировать. Даже через месяц уже может быть поздно.
В Москве можно записаться на бесплатный прием к врачу неврологу в нашей клинике мануальной терапии. Для всех пациентов предоставляется бесплатная консультация. Доктор проводит осмотр, устанавливает предварительный диагноз и дает индивидуальные рекомендации по проведению дополнительного обследования и лечения.
Причины синдрома двигательных нарушений
Синдром двигательных нарушений у детей до года может быть спровоцирован неправильным развитием плода на внутриутробном этапе. Это может быть гипоксия, обвитие пуповиной, неправильное предлежание и т.д. Установить истинную причину синдрома нарушения двигательной активности может только врач невролог. Не стоит пытаться в домашних условиях самостоятельно проводить диагностику и тем более лечение.
При проведении дифференциальной диагностики доктор в первую очередь определяет тип нарушения: гипотония или гипертонус миоцитов наблюдается. Затем устанавливается участок поражения нервного волокна и предполагаемая причина данного нарушения. И только после этого может быть начато эффективное и безопасное лечение.
Гипотония мышц отличается отсутствие сопротивления при принудительном движении рук и ног. Если малыша уложить на спину и попытаться сгибать ручки и ножки, разводить их в стороны и обратно сводить, то можно почувствовать сопротивление. Это действует периферическая нервная система, которая не успевает обрабатывать сигнал, поступающий от миоцитов. При серьезных поражениях спинного мозга и центральной нервной системы ребенок может становиться похожим на «тряпичную куклу».
Синдром двигательных нарушений может развиться у детей по следующим причинам:
- гипоксия, перенесённая на внутриутробном периоде развития;
- гипоксия головного мозга, развивающаяся в ходе родовой деятельности, напрмиер, при обвитии пуповиной;
- асфиксия ребенка околоплодными водами при нарушении техники оказания акушерской родовспомогательной помощи;
- поражение миоцитов и их недостаточное развитие на фоне неполноценности капиллярного кровеносного русла;
- нарушение нервных связей при патологии развития структуры центральной и периферической нервной системы;
- травматическое воздействие в области позвоночника, головы;
- неправильное положение первого шейного позвонка и его смещение;
- ассимиляция первого шейного позвонка затылочной костью;
- компрессия отдельных крупных ветвей периферической нервной системы (бедренного, седалищного, локтевого, плечевого, лучевого);
- наследственные генетические отклонения в развитии;
- неправильный обмен веществ и многое другое.
Не редко синдром двигательных нарушений присутствует у детей, которым не проводится профилактика рахита. При дефиците витамина D начинаются патологические деформации в структурах костной, сухожильной и мышечной ткани. Что может впоследствии привести к появлению пониженного или повышенного мышечного тонуса.
Мышечная гипертония у детей
Синдром гипертонии отдельных элементов или целых мышечных групп будет характеризоваться обратными явлениями, нежели при гипотонии. Это усиленное сопротивление пассивным движениям, кроме того, ограничение в силу этого произвольной либо спонтанной двигательной активности младенцев. Также типично повышение рефлексов сухожилий с расширением зоны из возникновения, патологическими установками ручек и стоп (вывернуты, зажаты). Обычно повышенный тонус мышц может преобладать в области сгибательных групп мышц, а также удерживающих позу, могут быть существенно изменены мышцы в области бедер и плеч, что выражается в принятии ребенком определенной типичной позы. Но только исходя из позы диагноза не ставят и гипертонию мышц сразу же не определяют – это дополнительные и относительные критерии патологий.
Обратите внимание
Дополнительными критериями будут изменение врожденных рефлексов и особые симптомы Гордона, рефлекс Бабинского или Оппенгейма. В нормальных условиях они слабовыраженные, имеют непостоянное возникновение и по мере того, как ребенок развивается, слабеют и угасают. На фоне повышенного тонуса мышц они постоянно отмечаются, причем не имеют динамики угасания.
По степени выраженности синдром гипертонии мышц может иметь варианты от незначительного повышения и усиленного сопротивления для пассивных движений грудничка до полной обездвиженности и кованости (это именуют децеребрационной ригидностью – полная невозможность произвольных и иных движений, настольно тонизированы мышцы).
В таких серьезных случаях даже применение медикаментов, обладающих свойствами мышечных релаксантов (расслабляют мышцы) не может привести к расслаблению мышц, и тем более невозможно осуществление пассивных движений руками родителей или врача.
Если синдром гипертонии имеет слабое проявление, не сочетается с наличием патологических (они же тонические) рефлексов либо не осложнен иными неврологическими расстройствами, он будет влиять на развитие не сильно. Обычно это проявляется в торможении развития двигательных способностей у детишек в первые месяцы (до годика) – они позже переворачиваются, татем начинают ползать и т.д. Исходя из локализации, в каких группах мышц больше повышен тонус, тормозиться будет освоение тех или иных навыков и двигательных актов.
Например, если избыточен мышечный тонус в области ручек, может отмечаться задержка в развитии направленных движений ручками в отношении объектов, сложности с захватом игрушек или манипуляциях с предметами. Особенно выражено может страдать хватательный навык в руках. Параллельно с тем, что малыши позже начинают хватать вещи и игрушки для манипуляций, у них на длительное время сожжет оставаться специфический (ульнарный) захват – они берут предметы всей кистью. А вот пинцетные захваты пальчиками могут формироваться медленно, в части случаев требуя особых занятий и дополнительного стимулирования. Может тормозиться развитие формирование защитных функций руки, в этих ситуациях будут соответственно тормозиться и реакции удержания равновесия лежа на животе, при обучении сидению и вставанию, а также при хождении.
Если страдает мышечный тонус ножек, могут тормозиться опорные реакции со стороны ног и навыки самостоятельного присаживания, затем такие дети с трудом и неохотой встают на ножки, отдавая предпочтение ползанию, при поддержке у опоры встают на цыпочки.
Рекомендуем прочитать: Чем опасен и как распознать гипертонус мышц у младенцев
Виды синдромов двигательных нарушений
Подразделение на виды синдрома двигательных нарушений проводится по тому, понижен или повышен мышечный тонус. Встречается гипотонус, гипертонус и смешанный тип, при котором одни мышцы могут находиться в напряженном состоянии, а другие в это время вообще не быть способными к совершению движений. Последняя – самая тяжелая форма заболевания.
Также патология подразделяется по стадиям развития:
- начальный симптомокомплекс отличается незначительным повышением или снижением мышечного тонуса. Характерные признаки может распознать только врач (у детей возникают часто судороги, они не проявляют интереса к окружающим их ярким вещам);
- вторая стадия – это развитый симптомокомплекс, который становится очевиден даже родителям, не имеющим специального медицинского образования (ребенок в возрасте 1-го года не может самостоятельно держать голову, при попытках сидеть, стоять или ползать, падают в неестественных позах);
- поздний период возникает в возрасте 2,5 – 3 лет (ребенок не может самостоятельно сидеть, ходить, возникает вторичная задержка психомоторного развития).
На первой стадии можно полностью вылечить ребенка без сохранения остаточных признаков нарушений. На второй стадии лечение может дать заметное улучшение состояния, но могут сохраняться отдельные вялые парезы и параличи. Третья (поздняя) стадия развития болезни отличается тем, что деформация скелета и задержка психоэмоционального развития являются необратимыми явлениями. Такого ребенка можно лишь частично адаптировать к социальной среде. Полностью устранить последствия двигательных нарушений в этом случае уже нельзя.
Мозжечковые расстройства: роль в двигательных расстройствах детей
Мозжечок человека относится к важным мозговым центрам, он отвечает за координацию движений и статику, а также плавность и сочетанность двигательных актов, поддержание позы. Поражения мозжечкового характера у малышей с раннего детства могут быть результатом внутриутробного его недоразвития (агенезия мозжечка — недоразвитие, гипоплазия – уменьшение объемов), а также он может быть поражен в результате родовой травмы либо перенесенной острой асфиксии в родах. Иногда особым вариантом могут быть наследственные проблемы его развития или ранняя дегенерация, отмирание тканей вскоре после рождения.
Подобные проблемы привозят к снижению тонуса мышц, проблемам с координацией движений в ручках, а также расстройствами равновесия, когда дети постепенно овладевают навыками по возрасту – учатся сидеть и стоять, затем ходить. Кроме того, для мозжечковых синдромов типично появление дрожания в руках и ногах, проблемы с координацией и неустойчивостью походки, их можно определить уже после того, как дети овладеют произвольными и активными движениями.
Важно
Впервые родители могут начать подозревать проблемы в координации, если понаблюдают за детьми и тем, как они тянутся к игрушкам, могут их захватывать ручками и тянуть ко рту, а также как они стоят или сидят, потом уже ходят.
Дети в грудном возрасте, имеющие проблемы мозжечка и координации, в попытках хватания и удержания игрушек могут делать массу лишних движений, особенно подобное ярко выражено, когда младенцы находятся в сидячем положении. Самостоятельное сидение у них формируется с выраженным запозданием, около 10-12 месяцев, зачастую в этом периоде дети с трудом удерживают равновесие, немедленно падают при необходимости поворота в стороны либо при необходимости брать предметы. Ребенок боится падать, и поэтому он не играет с предметами двумя руками, только одной, придерживая себя и сохраняя опору за счет второй руки. Ходить дети начинают уже ближе к двум годам жизни, при этом они часто падают, и некоторые из малышей в силу этого предпочитают ползание в период того, когда им уже давно пора нормально ходить.
В некоторых случаях на фоне мозжечковых расстройств в первый год жизни могут наблюдаться плавающие движения глаз и речевые расстройства, первые симптомы дизартрии мозжечкового происхождения. Если же поражение сочетано с повреждениями черепно-мозговых нервов, могут иметься специфические задержки в развитии – поздняя фиксация взгляда на предметах, слежения за ними, затем проблемы с моторно-зрительной координацией и нарушение ориентирования в пространстве, по мере роста возникают существенные проблемы с освоением речи и особенно активной.
Симптомы двигательных нарушений у грудничка
При внимательном отношении к ребенку синдром двигательных нарушений у грудничка можно заметить примерно в возрасте 4 – 5 месяцев. Дети в этом возрасте уже начинают крепко удерживать головку, тянутся за игрушками и яркими предметами. Если младенец не проявляет подобных навыков, то нужно как можно быстрее обратиться к неврологу.
Нужно обратить внимание на следующие симптомы синдрома двигательных нарушений:
- движения становятся замедленными, как бы «ватными», не резкими;
- происходит постоянное снижение мышечной силы в ручках и ножках;
- появляются признаки истощения мышечной массы (ножки и ручки становятся более тонкими);
- сухожильные рефлексы могут как усиливаться, так и снижаться;
- в тяжелых случаях развиваются парезы и параличи;
- при малейшем психоэмоциональном или мышечном напряжении может развиваться судорожный синдром;
- если наблюдать за ребенком, то можно заметить присутствие разнообразных движений, которые могут быть неестественными, хаотичными, бессмысленными;
- нарушаются рефлексы хватания и сосания;
- ребенок не в состоянии подгибать коленки, удерживать головку, поднимать ручки;
- нарушен процесс переворачивания с живот ан спину и обратно;
- плач становится монотонным и неэмоциональным;
- ребенок редко улыбается, практически не выражает эмоций;
- кожные покровы могут быть бледными с синюшным оттенком.
Клинически синдром двигательных нарушений у грудничка может давать разнообразные симптомы, но самые основные те, что описаны выше.
Диагностика заболевания
Даже при наличии явных признаков проблемы не стоит устанавливать диагноз самостоятельно и уж тем более заниматься самолечением. Необходимо обратиться к неврологу, который проведёт полное обследование и по его итогам сможет определить наличие заболевания и его тип.
Во время диагностики в первую очередь учитывается перинатальный анамнез. Доктору необходимо знать, были ли у ребёнка перенесённые инфекции, токсико-метаболические нарушения либо признаки гипоксии. Отдельное внимание обращается на оценку состояния новорожденного малыша по шкале Апгар.
Если на обследовании находится грудничок, у которого ещё не зарос родничок, ему назначается допплер-исследование мозгового кровотока и нейросонография. В особо тяжёлых случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.
Дополнительно проводится сверка навыков ребёнка с нормами развития в его возрасте. Неврологи и педиатры в данном случае пользуются специальными таблицами.
Последствия синдрома двигательных нарушений
Синдром нарушения двигательных функций на ранних стадиях поддается коррекции и у малыша не остаётся никаких патологических признаков неблагополучия. При запущенных случаях последствия синдрома двигательных нарушений более серьезные. Может развиваться олигофрения и другие нарушения психоэмоционального развития. Возникают разнообразные деформации скелетной части опорно-двигательного аппарата. При поражении крупных мышц нарушается способность обслуживать себя, сидеть, ходить. Речевая функция у таких детей не развита.
Родителям необходимо начинать лечение синдрома двигательных нарушений как можно раньше.
Методы лечения малышей
Во многом сложность с лечением определяется тем фактом, насколько рано выявлены проблемы и насколько они сложные и тяжелые, есть ли органические поражения мозге необратимого характера. Сегодня у неврологов много эффективных методик, которые могут устранять двигательные нарушения в раннем периоде и достаточно быстро и эффективно. После полноценного как медикаментозного, так и дополнительного лечения функциональные расстройства проходят бесследно, и при органических расстройствах в незапущенных стадиях можно существенно улучшить ситуацию. Естественно, что все рекомендации индивидуальны, но в общих принципах лечение состоит из:
- Курсы лечебного общего массажа, проводимого только специалистом, имеющим опыт в регулировании тонуса мышц у младенцев
- Курс лечебной физкультуры и особый двигательный режим, постоянные занятия с ребенком
- Применение физиотерапии с различными видами воздействий
- Применение групп препаратов, которые улучшают передачу нервного импульса и восприятие его мышечными волокнами
- Препараты, которые нормализуют реакции мышц на поступающие импульсы от нервной системы
- Витаминные препараты нейротрофического ряда (группа В)
- Реабилитационные мероприятия, занятия дома с родителями по специальным методикам.
При наличии легких вариантов СДН у детей все быстро поддается коррекции, однако серьезные органические патологии можно скорректировать не полностью и потребуется затем постоянное наблюдение и курсы реабилитации на протяжении жизни.
Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель
46, всего, сегодня
(47 голос., средний: 4,49 из 5)
Виды радикулита и методы лечения в домашних условиях
Как избавиться от шума в ушах: причины и методы лечения тиннитуса
Похожие записи
Нарушение двигательных и психомоторных функций: терапия
Терапию нарушений двигательных и психомоторных функций делят на два вида: физиотерапия и медикаментозный метод лечения.
Если превентивная диагностика показала склонность к медикаментозному лечению, то используют:
- Центральные парезы: кислота гопантеновая (125 миллиграмм в сутки, разделить на два приема);
- Статические парезы в возрасте от 12 месяце:– баклофен (от 0,5 до 1 миллиграмма на килограмм веса в сутки), мидокалм (5 миллиграмм на килограмм в сутки);
- Статические парезы с двух лет: ботулинотерапия;
- Торможение психомоторного развития: гопатеновая кислота (125 миллиграмм в сутки, разделить на два приема), пиритинол (10 миллиграмм на килограмм каждый день).
Если диагностика выявила ригидность или спастичность, то необходимо проводить тепловые процедуры.
Восстановительный период: что необходимо знать и уметь родителям
Мероприятия по реабилитации необходимо изучить родителям и ежедневно заниматься с ребенком. Основные виды занятий – это занятия на большом гимнастическом мяче, различные оздоровительные укладки, подготовка к массажу. В дальнейшем при положительной динамике упражнения на мяче и укладки должны быть сопряжены с массажами, физиотерапией, стимуляцией зрительных и слуховых анализаторов.
В этот период необходима логопедическая диагностика языкоглоточной мускулатуры. В период реабилитации необходимо также включить занятия по развитию речи. В настоящее время наиболее популярны такие физиотерапевтические методы, методика Войта, Бобат-терапия, кинезотерапия, терапия вызванных движений конечностей.
На последней остановимся подробнее. Терапия вызванных движений верхних и нижних конечностей основана на ежедневном, шестичасовом воспроизведении движений в конечностях у больных. Такой курс длится 21 день. К этому прибавляется профессиональный массаж, лечебная физкультура, лазеротерапия.
В восстановительном периоде не следует упускать формирование знаний и навыков самообслуживания, культурные и гигиенические навыки у детей старшего возраста. Нужно создать условия, при которых дети с ДЦП овладевали этими способностями. Родители должны уйти от гиперопеки, это поможет больному стать самостоятельнее и развиваться активнее. Надо обратить внимание на то, что уровень требований воспитателя соответствовал уровню требований родителей больного, это не даст больному ощутить двойные стандарты воспитания.
Формирование навыков самообслуживания – это одна из важнейших задач восстановления. Нужно решать много задач на самые различные темы: посчитайте количество пуговиц, рассмотрите их цвет, форму, потрогайте на ощупь, опишите похожие предметы и прочее.
Перинатальное поражение нервной системы у новорожденных ППЦНС
Перинатальное поражение ЦНС — патология, включающая в себя группу различных состояний, которые под воздействием негативных факторов пагубно влияют на спинной или головной мозг новорожденного.
На сегодняшний день нет четкой терминологии, описывающей ППЦНС у новорожденных. Вплоть до 1990-х годов пользовались классификацией, предложенной Якуниным Ю. Я., где употреблялись термины, не совсем уместные с точки зрения современной медицины.
Так, термин «перинатальная энцефалопатия» (дословно означает «мозговую слабость») указывал на стойкие практически необратимые изменения нервной системы. Но многие перинатальные нарушения обратимы. На начальном периоде жизни мозг имеет колоссальные компенсаторные возможности и способен полностью восстановиться даже при патологии средней степени тяжести.
А термин «нарушение мозгового кровообращения» ассоциировался у неврологов с инсультами и не имел четких признаков. Со временем его стали называть «церебральная ишемия». Отдельный разговор о гипертензионно-гидроцефальном синдроме. Внутричерепную гипертензию диагностируют сплошь и рядом, тогда как измерить давление ликвора довольно непросто, а диагноз зачастую ставится на основании симптомов, вполне обычных для младенцев первых недель жизни: дрожание подбородка, повышенная возбудимость, вздрагивания, поверхностный сон, беспокойство и крик. В итоге дети необоснованно принимают с раннего возраста серьезные препараты.
Тем не менее, перинатальные поражения существуют и их нельзя оставлять без внимания. Патология в тяжелой форме реально опасна для жизни малыша. По некоторым оценкам, диагноз ППЦНС ставят от 5 до 55% новорожденным. Такая разница объясняется включением сюда и легких форм нарушений в этом периоде. В основном это проблема недоношенных деток, так как масса тела при рождении напрямую влияет на формирование и работу нервной системы.
Диагноз актуален только для малышей первого года жизни (он потому и называется «перинатальный»; слово указывает на время, близкое к рождению). К достижению малышом 12-ти месяцев ставится другой диагноз, исходя из совокупности имеющихся симптомов.
Лечение
- Расслабляющий массаж. Один из самых эффективных методов терапии, но только не в том случае, если за дело берутся сами родители. Дорогие папы и мамы, постарайтесь понять: ваше беспокойство за здоровье собственного ребенка вполне объяснимо, но любое лечение должно быть в первую очередь эффективным. Можно, конечно, помять ножки или ручки малыша самим, но лучше все же довериться профессионалам. Постарайтесь понять, массаж (как и восток) — дело действительно тонкое, а СДН — не тот диагноз, который прощает легкомысленное к себе отношение. Рекомендованная длительность курса — 15 сеансов.
- Лечебная физкультура (ЛФК). Ею тоже должен заниматься специалист, но в данном случае многое зависит и от самих родителей. ЛФК считается несколько менее эффективным методом терапии, чем уже упоминавшийся массаж, хотя пренебрегать ею все же не стоит. Особенно с учетом того, что лечение СДН должно быть обязательно комплексным.
- Физиотерапевтические процедуры (фонофорез, электрофорез, ультрафиолетовое облучение) могут помочь в скорейшем выздоровлении, но на многое, увы, рассчитывать не приходится. Особенно с учетом возраста маленького пациента. С другой стороны, если в медицинской карточке вашего малыша повился диагноз — «синдром двигательных нарушений», почему бы не попробовать все возможные методы терапии?
- Медикаментозное лечение. Несмотря на очевидную эффективность, применяется относительно редко. Многие родители сознательно отказываются от прописанных врачом препаратов, предпочитая не перегружать организм малыша химией, причем не без оснований. Ведь большинство отечественных медиков с недоверием относятся к альтернативным методам лечения, не приносящим немедленного выздоровления, и предпочитают «душить» любую болезнь аптечными таблетками.
- Гомеопатические и народные средства. В этом пункте позиции врачей и родителей маленьких пациентов опять расходятся. Различные травяные сборы и настойки пользуются в народе неизменной популярностью, но большинство пап и мам забывают о том, что даже самый «безобидный» рецепт — это отнюдь не панацея на все случаи жизни.
Симптомы
Прежде чем переходить непосредственно к проявлениям СДН, стоит заметить, что ни один из них нельзя назвать уникальным. Другими словами, подобные «симптомы» могут наблюдаться даже у абсолютно здоровых детей, потому «включать панику» и после каждого чиха бежать к врачу нет никакой необходимости. С другой стороны, упорное игнорирование прогрессирующей задержки в развитии может привести к самым печальным результатам (и один только массаж помочь пациенту вряд ли сможет). Следовательно, в данном вопросе необходимо проявить особенную гибкость, стараясь не впадать в крайности. Сами же симптомы СДН могут быть следующими:
- монотонный плач без видимых причин;
- замедленные зрительные и слуховые реакции на внешние раздражители;
- малыш берет в ручки игрушки (часто ему для этого требуется несколько попыток), но плохо понимает, что делать с ними дальше. У детей с различными нарушениями в развитии (заметим, об СДН речи не идет) это случается довольно часто;
- ограниченная мимическая активность;
- явное выражение эмоций может быть запоздалым (первая улыбка в 3-4 месяца — не такая уж большая редкость);
- неправильная артикуляция, из-за чего у детей наблюдается поздняя активизация речевых зон (так ожидаемые «ма», «па», «ба» и «да» родители могут услышать не в 6-8 месяцев, а гораздо позже);
- затрудненное дыхание.
Отдельного упоминания заслуживает мнение, согласно которому папы и мамы должны внимательно наблюдать за малышом и почаще общаться с «коллегами» на специализированных форумах. С первой частью этого утверждения спорить глупо, а вот от чрезмерно активного обсуждения с родителями других детей мы бы советовали воздержаться. Адекватность некоторых постоянных посетителей детских форумов находится под большим вопросом, потому не удивляйтесь, если вам, к примеру, посоветуют лечить легкое расстройство или простуду ударными дозами антибиотиков.
Этапы психомоторного развития детей
- таламопаллидарный (от рождения до 4 месяцев);
- стриопаллидарный (до 10 месяцев): постепенное снижение мышечного тонуса, увеличение количества целенаправленных движений;
- период проявления высших корковых функций, развитие речи и сложных условных рефлексов.
Фазы развития детской моторики
- СДА: спонтанная двигательная активность (с первых дней жизни до 8-9 недели);
- монокинетическая (2-5 месяцы): самостоятельное управление движениями конечностей;
- дромокинетическая (5-12 месяцы): двигательное поведение малыша становится осознанным, а любые движения получают конкретную цель (дотянуться до игрушки, взять тот или иной предмет);
- кратикинетическая (с 12 месяцев): окончательная нормализация мышечного тонуса, переход к «взрослой» моторике, значительное улучшение координации движений.
Как развивается болезнь
Советуем почитать:Последствия ишемии мозга у новорожденных
Отмечают три фазы (периода) перинатального поражения:
- острый — с рождения или еще с внутриутробного периода до 1-го месяца жизни;
- восстановительный; его делят на ранний (2-3-й месяц) и поздний (4-12 мес., у недоношенных до 24 мес.);
- исход болезни.
Каждый промежуток имеет свою клиническую картину и проявляется в виде определенных синдромов. От того, насколько они выражены, судят о степени тяжести заболевания. Рассмотрим их особенности.
Острый период
- Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Спинномозговая жидкость скапливается в желудочках мозга вследствие нарушения ее оттока — таким образом повышается внутричерепное давление. Родители или врачи могут заметить стремительный рост окружности головы, а также выпячивание родничка. Косвенно на развитие гидроцефалии указывают частые срыгивания, похожие больше на рвоту, нистагм глаз, плохой поверхностный сон.
- Судорожный синдром. Редко возникает в виде подергивания рук, ног и головы, эпизодического вздрагивания.
- Вегетативно-висцеральный синдром. Проявляется мраморным оттенком кожи (так как тонус периферических сосудов нарушен), проблемами со стороны ЖКТ и сердечно-сосудистой системы.
- Синдром апатии. Жизненно важные рефлексы сосания и глотания ослабляются, снижена и двигательная активность наряду с пониженным тонусом мышц.
- Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость. Характеризуется мышечной дистонией: тонус может быть как повышенным, так и пониженным; рефлексы угасают дольше обычного, у детей дрожит подбородок, особенно при плаче, который то и дело возникает без видимой причины.Спит младенец поверхностно. Синдром сопровождает легкую степень тяжести заболевания.
- Коматозный синдром. Возникает в результате сильного угнетения ЦНС и свидетельствует о тяжелейшем положении новорожденного. Впавшего в кому младенеца помещают в реанимацию в бессознательном состоянии, поскольку отсутствуют признаки координирующей деятельности мозга.
Мышечная слабость — тревожный признак
Восстановительный период
Ранний восстановительный период обманчив, поскольку кажется, что неврологические расстройства становятся не такими выраженными, мышечный тонус приходит в норму, восстанавливаются рефлексы. Но через время клиническая картина вновь обостряется. Следует отметить, что подобная ситуация возникает лишь тогда, когда было диагностировано поражение ЦНС у новорожденных средней и тяжелой формы.
Вполне логично, что ребенок, перенесший данную патологию, будет развиваться с опозданием. Он позже своих сверстников станет удерживать голову, сидеть и ходить. Позже появится и первая улыбка, интерес к окружающему миру. Все задержки моторного и психического развития должны побудить родителей лишний раз показать грудничка неврологу, хотя с таким диагнозом дети итак стоят у него на учете.
Также, если во время острого периода используется интенсивная медикаментозная терапия, то в восстановительной фазе упор делают на физиопроцедуры, курсы массажа, психокоррекцию.
Исход болезни
Итоги проведенной терапии подводят ближе к годовалому возрасту. При благоприятном прогнозе могут сохраниться такие последствия:
- задержка развития речевых навыков, моторного и психического состояния;
- гиперактивность и дефицит внимания — ребенок не может долго сосредоточиться на изучаемом предмете, с трудом запоминает новое, склонен проявлять агрессию и импульсивность;
- цереброастенический синдром (выражен в чувстве тревоги, поверхностном сне, проявлении истерии, метеозависимости).
Тяжелое течение заболевания приводит к развитию:
- эпилепсии;
- детскому церебральному параличу;
- гидроцефалии.
ДЦП — следствие тяжелого поражения ЦНС
В цифрах варианты развития исхода болезни можно выразить таким образом: 30% – полное выздоровление, 40% – функциональные нарушения, около 30% приходится на расстройства органические, в редких случаях наступает смерть.
Нарушения двигательных функций у младенца: необходимые знания при выборе клиники
У многих родителей подобные диагнозы выбивают почву из-под ног. Выбор клиники, выбор врача, выбор страны, где проводить лечение – это вопросы, на которые каждая семья должна ответить себе в кратчайшие сроки.
Все чаще родители предпочитают проходить лечение за рубежом. Современный рынок сейчас перенасыщен клиниками, которые предоставляют услуги по медицинскому туризму. Но к выбору нужно отнестись со всей ответственностью.
Факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе места лечения:
- Срок существования фирмы на рынке медицинских услуг и туризма;
- Наличие документации на соответствующую работу;
- Отзывы клиентов.
Эксперты из агентства медтуризма Меднави помогут определиться со страной, клиникой, врачами; помогут собрать нужные документы и разрешения; окажут юридическую поддержку. Позвоните нам +7 (495) 023-10-24. Меднави сотрудничает с крупнейшими мировыми клиниками и центрами. Уверенно делайте шаг навстречу решению вашей проблемы, и уже скоро вы увидите, как ваш малыш делает первые шаги.
Чем опасна гипотония, каково ее влияние на развитие младенцев
Естественно, что нарушенный тонус мышечных волокон может существенно влиять на здоровье ребенка и нарушать его полноценное развитие, особенно если речь идет о гипотонии.
Обратите внимание
Если снижение мышечного тонуса выявляется в нерезкой форме и нет его сочетания с какими-либо иными неврологическими патологиями, подобное состояние либо никак не влияет на рост и физиологическое развитие крохи, либо приводит к торможению и запаздыванию в сроках психо- моторного развития ребенка, обычно начиная со второго полугодия, в это время особенно активно должны формироваться двигательные акты и важнейшие навыки.
Причем типично то, что отставание в развитии происходит неравномерно, могут тормозиться достаточно сложные двигательные акты и функции, которые могут требовать для своего осуществления одновременного и согласованного взаимодействия различных мышечных групп. Примером может быть тот факт, что ребенок примерно девяти месяцев с наличием мышечной гипотонии, если его посадит врач или родители, может сидеть, а вот самостоятельно он садиться, координируя свое тело – не может.
Есть варианты мышечной гипотонии:
- локализованная в области одной конечности, возникающая как травматическое воздействие (парезы руки либо ноги). В таких случаях задержка в формировании навыков будет ограничена пораженной зоной и ее влиянием на все остальное тело ребенка.
- распространенная, с четко выраженным наличием серьезной мышечной гипотонии. Данный факт может оказывать тяжелое и существенное воздействие на двигательное развитие малышей. К примеру, развитие двигательных актов при такой патологии как спинальная амиотрофия (она же синдром Гоффмана-Верднига) у десятимесячного ребенка соответствует уровню трехмесячного.
Задержки в развитии двигательных функций, естественно, могут становиться причиной и особенностей в формировании и становлении психических функций ребенка. Важно понимать, когда отсутствует возможность произвольного захватывания ручками предметов, это приводит к неполноценному формированию зрительно-моторного координирования и различных манипуляций с предметами и игрушками.
Нередко формирование мышечной гипотонии сочетается с различными другими неврологическими расстройствами в виде пареза черепных нервов, развития гидроцефалии или судорожного синдрома, все это в комплексе с отягощающими обстоятельствами влияет на задержку нормального развития и определяется не только сниженным мышечным тонусом, но и всеми остальными влияниями.
Параллельно стоит отметить, что локализация и степень выраженности сниженного тонуса мышц, его влияние на торможение физического, а также психического развития будет во многом зависеть от заболевания, что привело к подобным явлениям. При наличии судорожного синдрома, на фоне врожденного слабоумия (либо ранней приобретенной формы) не только гипотония, а еще и задержка в психическом развитии приводит к явно выраженным отставаниям и освоении положенных движений.
Нарушение двигательных рефлексов, связанные с дисфункцией мозжечка
Недоразвитие мозжечка, родовая травма, асфиксия, наследственная дегенерация – все это приводит к мозжечковым нарушениям двигательного рефлекса.
Нарушение двигательных рефлексов мозжечка: клинические проявления:
- Мышечный тонус снижен;
- Реакция равновесия при сидении, вставании, ходьбе нарушена;
- Нарушение координации рук при движении.
Распознать такие расстройства можно и самостоятельно: такой малыш при захвате предмета делают много лишних движений, особенно это характерно в сидячем положении. Садятся дети с мозжечковыми нарушениями поздно, ходить учатся после года, при этом часто падают.