Кризис 5 лет у детей: советы психолога для родителей

Познавательные процессы

В возрасте 5 лет ребенок уже имеет определенный набор сенсорных шаблонов: звуков, запахов, вариантов форм. Анализируя предмет, он использует уже полученный опыт, чтобы оценивать отдельные свойства: высоту, ширину, цвет. Он замечает детали, может сравнивать предметы между собой.

Психические процессы в этом возрасте очень активны. Дети совершенствуют свою речь, используя ее не только для передачи информации, но и для обработки данных, поступающих от других людей. Дошкольник стремиться общаться со взрослыми, превращаясь в «почемучку». Ему важно получать аргументированные ответы, сопоставлять информацию, полученную от разных людей. Это помогает малышу изучать окружающий мир, углублять и обогащать свои знания. Родителям важно поддержать активность дошкольника:

  • отвечать на вопросы терпеливо;
  • выслушивать его мнение;
  • принимать позицию ребенка;
  • поощрять любознательность;
  • не высмеивать, даже если мнение малыша ошибочно.

В дошкольном возрасте активно формируется еще один важный процесс, влияющий на дальнейшее развитие ребенка — воображение. Он использует его для более качественного усвоения информации в процессе учебной деятельности или качественной рефлексии. С помощью воображения он фантазирует, получая положительные эмоции. Фантазии в этом возрасте еще не отделены полностью от реальности, поэтому для ребенка воображаемые друзья становятся так же важны, как и реальные.

Общение

В дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет для детей такое же значение, как и общение с более старшими детьми и семьей. К 5 годам у них появляются первые устойчивые дружеские контакты. Дети учатся воспринимать желания друг друга, различают настроение и эмоции. Каждый ребенок в глазах своих товарищей приобретает индивидуальные черты и запоминается благодаря одной яркой особенности (Вова любит играть с машинками, любимое блюдо Маши — торт).

Осознавая себя, как часть детского коллектива, малыш формирует свою самооценку. На нее влияет и количество друзей, и качество самого общения. В зависимости от типа характера, малыш стремиться быть лидером в группе или занимает позицию ведомого. Но для каждого ребенка необходимо, чтобы его замечали и принимали. На основе его положения в коллективе закладывается будущий уровень притязаний, активная или пассивная позиция.

Чтобы помочь малышу сформировать правильную самооценку, родителям и другим значимым взрослым нужно чаще хвалить его, отмечая даже незначительные успехи. Чем выше будет уверенность дошкольника, тем проще ему будет справляться с постоянно возрастающими требованиями и в дальнейшем осваивать школьную программу.

Обучение с помощью игры

5-летний ребёнок – это сгусток энергии, праздник, позитив в чистом виде. Чтобы он таким оставался долгое время, необходимо не омрачать его детство взрослыми проблемами. Помогайте ему понять важную теорию через игру.

К таким правилам можно отнести:

  • пожарную безопасность;
  • правила дорожного движения;
  • недопустимость общения с незнакомыми людьми.

Игровая деятельность

Игра для дошкольника в возрасте 5–6 лет приобретает особое значение. Она становится сложнее, продуманнее, приобретает сюжет. Дети учатся играть не по отдельности, а вместе, вписывая в один сценарий несколько ролей. Сюжетно-ролевая игра выполняет роль социального тренинга, учит управлять своими эмоциями, искать компромисс, учитывать желания товарищей по игре.

Сюжеты игр отражают окружающую ребенка действительность. Дети, посещающие детский сад, имеют достаточный набор игрушек для моделирования основных социальных ситуаций. Мальчики и девочки в соответствии со своими предпочтениями могут выбирать любые роли: учитель, пожарный, водитель автомобиля, повар, продавец и многие другие. Также дети часто воспроизводят сюжеты сказок и мультфильмов, с которыми знакомятся в детском саду и дома.

Играя дети уже не просто механически выполняют набор действий. Они меняют свое поведение, подстраиваясь под выбранную роль. Сюжет игры помогает им выразить свои эмоции, развить воображение. Во время игры дети часто не только используют предметы по назначению, но и могут замещать ими недостающими. Например, карандаш может стать волшебной палочкой, кубики — заменить недостающий по рецепту продукт. Так дошкольник учится с помощью воображаемой ситуации прорабатывать реальные варианты взаимоотношений.

Основные функции игры в дошкольном возрасте:

  1. Развитие вербального общения. Общаясь со сверстниками в процессе игры, дошкольники нарабатывают необходимый словарный запас.
  2. Развитие творческих способностей. Игры стимулируют фантазию.
  3. Преодоление эгоцентризма. Ребенок избавляется от упрямого желания настаивать на своем видении, если понимает, что другие дети не согласны с ним и готовы исключить из общей игры.
  4. Развитие произвольности. Потребность координировать действия с действиями других детей развивает волевые процессы.

Чтобы получить от игровой деятельности максимум пользы, взрослым следует только слегка направлять детей, предлагая возможные варианты, но не вмешиваясь в сам процесс игры.

Особенности других видов деятельности

Характерными чертами психологии ребенка в 5-6 лет являются стимулирующие виды деятельности, сопровождающие игру:

  1. Изобразительная деятельность. Рисование — одно из любимых занятий детей обоих полов. В младшем дошкольном возрасте рисунок примитивен и изображает простые графические шаблоны. Постепенно сюжет рисунка становится сложнее, появляется индивидуальность. Рисуя, малыш отображает свое восприятие мира, поэтому анализ рисунка — один из основных методов психодиагностики детей дошкольного возраста.
  2. Учебная деятельность. Ребенок обучается в течение всего дошкольного периода, но непосредственно перед поступлением в школу учеба приобретает статус обязанности. Занятия в детском саду готовят малыша к строгому распорядку дня, помогают вырабатывать ответственность, стремление получить похвалу за правильно выполненное задание.

Как и в случае с ведущей деятельностью, дошкольник нуждается в стимуляции и одобрении результатов своего изобразительного и учебного труда. Для него важно получить похвалу своей деятельности, чтобы осознавать себя принятым.

Формирование самостоятельности

В дошкольном возрасте у малыша еще нет необходимого жизненного опыта, который позволяет принимать по-настоящему самостоятельные решения. Но он уже нуждается в частичной свободе и независимости. Важно, чтобы оба родителя придерживались одного мнения и не заставляли малыша постоянно метаться между двух позиций, когда мама разрешает, а папа запрещает. Это только путает его и лишает любого желания проявлять инициативу.

Освоение самостоятельности начинается с обучения навыкам самообслуживания. Дошкольник должен уметь без посторонней помощи одеваться, мыть и вытирать руки, пользоваться столовыми приборами. Важно научить его ориентироваться в пространстве, знать свой адрес и телефоны родителей, но не быть доверчивым. Дошкольник должен усвоить, что взрослые не всегда руководствуются благими намерениями, и нужно уметь правильно вести себя в опасной ситуации.

Психология тонкости воспитания

Справедливым является утверждение: «Как ни притворяйся, но обмануть собаку и ребёнка не получится». Дети тонко чувствуют настроение окружающих, их отношение к себе. Кроме того, они способны анализировать и делать выводы.

Не всегда малышу понятно, как вести себя в определенной ситуации. И когда близкий человек заболевает или грустит, он старается его отвлечь от плохих мыслей. В ход идут любые способы. Ребенок плачет, смеется, или балуется. Лишь бы мама, которая с ним каждый день общается, чему-то учит и объясняет, по-прежнему была его любимой подружкой во всех делах и играх.

Подчас такая «забота» доставляет немало хлопот. Обвинять малыша в нечуткости и неблагодарности в такие моменты нельзя. Под маской шумного веселья и резко возникших потребностей скрывается испуг и волнение. Ребенок растерян странной переменой близкого человека. Поэтому иногда может задавать вопросы: «Ты меня слышишь?», «Ты можешь разговаривать?». Так он старается привлечь внимание и уточнить, не он ли стал причиной внезапной перемены.

В такие эти моменты чадо нуждается в поддержке. Достаточно обнять его и погладить по голове. Можно сказать несколько фраз спокойным голосом, без нот раздражения и недовольства. Объяснить сложившуюся ситуацию, даже если он не спросил об этом прямо. Также поможет совет другого взрослого, которому малыш доверяет.

Тематический материал:

  • Дыхательная гимнастика Бутейко
  • Настольные игры для детей 5 лет

Самооценка дошкольника

В дошкольном возрасте ребенок постепенно перестает ориентироваться на мнение родителей о нем и больше внимания уделяет сверстникам. Для него важно признание в детском коллективе, чувство причастности.

Чтобы создать благоприятные условия для развития нормальной самооценки, нужно хвалить и поощрять ребенка, стимулировать к новым достижениям. Получая поддержку родителей, малыш обретает уверенность в себе, перестает бояться ошибок. Он активно пробует новые виды деятельности, легко знакомится с новыми людьми и стремится быть в центре внимания.

Неуверенный в себе малыш становится обидчивым, проявляет беспричинную агрессию. Он постоянно сравнивает себя с другими детьми и даже когда объективно не уступает им, все равно считает себя хуже. Для исправления низкой самооценки нужны внимание и поддержка со стороны всех членов семьи. Ребенку важно чувствовать себя нужным и любимым. Чем больше родительского внимания получает малыш в дошкольном возрасте, тем проще ему будет адаптироваться к новому детскому коллективу.

Как бороться с кризисом 5-го года у ребенка: советы психологов

Проявления кризиса у детей пяти лет в виде истерик, капризов и замкнутости можно свести к минимуму, если воспользоваться следующими общими советами:

  • Постарайтесь выяснить причину дурного настроения ребенка или его скрытности.
  • После выяснения причины – предложите ребенку решение проблемы и осуществите задуманное вместе.
  • Создайте максимально удобную и располагающую к спокойствию обстановку в доме.
  • Не давайте воли своим эмоциям – ваше раздражение может привести к катастрофическим последствиям.
  • Будьте всегда спокойны, даже во время истерик вашего ребенка. Контролировать ситуацию вы можете только своей уравновешенностью.
  • Старайтесь поощрять все инициативы и начинания вашего малыша. Спрашивайте его, о чем он думает и чего хочет. Вы удивитесь творческому мышлению и креативным ответам вашего ребенка.
  • Бросьте вызов сами себе: учитесь вместе с ребенком, читайте больше книг, запишитесь на курсы по бухгалтерии или каллиграфии. Чем больше вы будете развиваться, тем больше от этого выиграет ваш малыш. А в совместном развитии и детский кризис пройдет незаметно и для вас, и для вашего отпрыска.
  • Станьте поклонником талантов вашего малыша. Отмечайте то, что он уже умеет и помогайте ему стремиться к новым знаниям и умениям. Акцентируйте внимание не на возможных кризисных капризах и истериках, а на успехах и начинаниях ребенка.

Кризис пяти лет у ребенка – испытание на прочность родительских нервов. Не сломайте ваши отношения с малышом, утратив его доверие. Стремитесь к взаимопониманию при любых обстоятельствах и при самом безрассудном поведении вашего ребенка.

Что нужно делать родителям?

Практические рекомендации, как поступать родителям, если начался кризис у их детей:

  • Старайтесь как можно больше времени уделять вашему малышу: интересуйтесь его делами, рассказывайте о своих, беседуйте на важные и пустяковые темы.
  • Все ваши действия, касающиеся ребенка, должны быть ему объяснены. Пятилетнему малышу важно ощущать себя значимым, а разъяснения убедят его в том, что вы относитесь к нему, как к взрослому.
  • Чаще беседуйте с вашим ребенком на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Особенно это важно в случаях, когда малыш проявляет агрессию или дерется.
  • Просите о помощи своего ребенка, пусть даже эти дела будут незначительными, – это необходимо для того, чтобы ваш отпрыск чувствовал свою «нужность».
  • Спрашивайте у малыша совета, продемонстрируйте ему, что вы воспринимаете его на равных.
  • Больше играйте с ребенком, позвольте себе окунуться в детство.
  • Поручите вашему отпрыску выполнение каких-либо обязанностей. Со временем увеличивайте количество обязанностей и ответственность.
  • Предоставьте возможность малышу быть чуть свободнее, не опекайте его слишком сильно.
  • Предлагайте свою помощь и поддержку малышу, но не навязывайтесь.
  • Избегайте категоричных слов и действий по отношению к своему ребенку. Пусть у вас всегда будет подготовлено альтернативное предложение.
  • Чаще хвалите своего отпрыска, даже по пустякам.
  • Не заостряйте внимание на кривляниях вашего ребенка, со временем это пройдет.
  • Предоставьте возможность вашему чаду найти себя, получить больше впечатлений: водите его на выставки, в музеи, художественные галереи, цирки, театры. Объясняйте увиденное, обсуждайте с ним его впечатления и делитесь своими.
  • Помните, что любой энергии необходим выход. Чрезмерная активность может найти свое применение в спортивных секциях: плавание, футбол, танцы, теннис, бадминтон, карате, фехтование, художественная гимнастика. Переживания, связанные с возрастными особенностями, отойдут на второй план, поскольку ребенок познакомится с новыми людьми и будет стремиться к успеху в деле, которым будет занят.
  • Попытайтесь научить малыша формулировать собственное мнение, убеждать окружающих, логически выстраивать цепь аргументов, обосновывать свои желания. Умение грамотно выражать свои мысли и желания поможет вашему малышу цивилизованно общаться с вами и окружающими. Крики, истерические требования, мычание, злое молчание игнорирование просьб взрослых – все это уйдет в небытие, как только ребенок научится правильно говорить и приводить доводы в свою пользу.
  • Важно, чтобы ваш ребенок все время был занят и не скучал. Помогите ему найти себя, сделайте его жизнь насыщеннее. При отсутствии большого количества времени ему не будут приходить в голову лишние мысли и поводы для раздражения и замкнутости. Чем быстрее ребенок найдет для себя подходящее занятие, тем лучше он переживет текущий кризис и последующие.

Во время кризиса у детей пяти лет очень важен хороший родительский пример. Станьте другом и образцом для подражания для своего ребенка, и трудный период покажется не таким долгим и сложным.

Чего родителям делать не стоит?

В кризисный период пятилетнего малыша специалисты категорически запрещают следующее:

  • Крики, скандалы, унижения и физические расправы над ребенком.
  • Грубость, злость и небрежное отношение к ребенку. Если у вас не получается совладать с собой, то родителям рекомендуется посетить психолога.
  • Употреблять фразы вроде «Ты мне мешаешь», «Уйди/отойди», «Ты ничего не умеешь» и пр.
  • Навязываться, читать нотации, поучать, подчеркивать возраст и отсутствие каких-либо навыков у ребенка.
  • Заниматься попустительством при явной агрессии и неадекватном поведении вашего отпрыска.
  • Исправлять нужно ситуацию мягко, без истерик и рукоприкладства.
  • Медлить, если вы видите, что малыш нуждается в помощи. Отложите все дела и займитесь проблемами вашего отпрыска немедленно.
  • Игнорировать ребенка и ставить свои нужды выше его.

Авторитет взрослого

В дошкольном возрасте взрослый остается для малыша непререкаемый авторитетом. Малыш верит всему, что говорят ему взрослые. Разговоры с родителями и воспитателями — его главный источник информации об окружающем мире. Когда его словарный запас становится достаточным для понимания речи взрослых, он стремиться участвовать в общей беседе и обижается, если его исключают.

В этом же возрасте ребенок начинает осознанно врать родителям. Главная причина обмана — страх наказания. Поскольку у детей еще нет тех рычагов влияния, которые есть у взрослых, их единственным оружием становится манипуляция. Когда дошкольник врет маме или папе, он понимает, что совершает плохой поступок, но продолжает бояться взрослых, как авторитетных фигур в своей жизни. Ругать малыша за вранье не следует, но важно дать понять, что это родителям неприятно, когда их обманывают. Так дети будут уверены, что их потребности ценят и понимают, воспринимают как равных личностей.

Признаки кризиса у ребенка 5 лет

Родители должны знать особенности сложного периода, чтобы вовремя оказать необходимую поддержку своему отпрыску. Симптомы кризиса у детей пяти лет проявляются так:

  • Ребенок замкнулся в себе, стал меньше говорить, делиться с вами своими эмоциями, успехами и достижениями, хотя всегда делал это.
  • Ваш отпрыск отказывается подчиняться взрослым, проявляет непослушание.
  • Малыш стал очень робким, неуверенным и боязливым, он стремится спрятаться от всего нового и ему еще неизвестного.
  • Ребенок почти все время раздражен и зол, грубит взрослым и сверстникам без причины.
  • Малыш истерит без повода, плачет по пустякам и капризничает целыми днями.
  • Чадо кривляется, манерничает и зло копирует взрослых.
  • Малыш очень много фантазирует, рассказывает всем выдуманные истории, выдавая их за правдивые.
  • Ребенок очень много двигается и быстро устает, легко возбудим и очень эмоционален, хотя раньше не был замечен в этом.
  • Ваш отпрыск заявляет, что хочет больше свободы и самостоятельности, отказывается от совместных прогулок, объясняя это своей «взрослостью».
  • Малыш стремится все делать наоборот и назло взрослым, даже если это ему будет во вред.
  • Ваш отпрыск стал очень упрям и стоит до конца на своем – для него важно, чтобы с ним считались.
  • Постоянное недовольство всем и всеми.
  • Стремится диктовать всем, что делать и как быть. По его мнению, именно так поступают взрослые, а ему ведь так хочется быть «большим».

Кризис 6 лет

Некоторые родители полагают, что чем раньше ребенок пойдет в школу, тем проще ему будет адаптироваться к ее требованиям. Это не так. У дошкольника еще не сформированы навыки, которые позволят ему успешно усвоить школьную программу. В идеале, малыша нужно отправлять в школу после того, как ему исполнится 6 лет, чтобы начало обучения совпало с очередным возрастным кризисом.

Возрастная детская психология 6–7 лет выделяет «кризис первоклассника» — переломный момент, связанный с изменением у ребенка понимания мироустройства и своего места в нем. Основные признаки кризиса:

  1. Появление собственной точки зрения. Малыш уже обладает достаточным багажом знаний, чтобы иметь свои предпочтения и отстаивать их. Это второй важный период отстаивания своей самостоятельности, который нужно разумно поощрять.
  2. Подражание взрослым. Осознав себя как личность, ребенок выбирает ролевую модель — как правило, ей становится родитель. Малыш подражает манере речи, копирует жесты и стремиться повторять действия.
  3. Утрата непосредственности. В дошкольном возрасте дети усваивают правила поведения в обществе. Они понимают, что одни их действия вызывают одобрение, а другие — резко негативную реакцию со стороны взрослых.
  4. Стремление к независимости. Дошкольникам важно осознать свою автономность. Поступив в школу, они должны будут значительную часть дня проводить вдали от родителей и выполнять требования учителя — чужого, но очень важного человека. Необходимо, чтобы у ребенка выработалась первичная самостоятельность, которая позволит ему перенести стресс и не нуждаться в постоянной помощи родителей.
  5. Осознание уязвимости. В 5 лет у детей появляется первичное понимание о смерти и болезнях. Малыш осознает, что однажды родители и он сам перестанут существовать, но еще не может осмыслить этот процесс. Непонимание усиливает страх перед неизвестностью, поэтому дети становятся капризными, специально провоцируют родителей, чтобы убедится в том, что они никуда не уйдут.

Кризис 6 лет протекает сложно и может затянуться на 1–1,5 года. Родителям нужно проявить особую чуткость и терпение, чтобы не усугублять положение малыша. Иногда позволять ему вредничать, но четко задавать границы допустимо.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]