5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы


Чем вредно раннее развитие

1. Раннее обучение может нарушить ход естественного развития ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями и темпами, заложенными природой.

2. Некоторые методики могут привести к возникновению привычки пассивно воспринимать факты.

3. В ходе работы, направленной на формирование и совершенствование интеллектуальных навыков, недостаточное внимание может быть уделено физическому, эмоциональному, творческому и социальному развитию.

4. Применение подобных подходов связано с высокими временными, энергетическими и финансовыми затратами родителей.

Чтобы избежать вредного воздействия упомянутых методик, важно понимать, что нужно развивать только те навыки, которые соответствуют возрасту. Необходим баланс. Если действовать «на опережение», это может привести к тому, что, хотя какие-то навыки и станут лучше, в других областях развитие ребенка затормозится.

Методика М. Монтессори

Становление методики произошло еще в XX веке, и было названо в честь её создателя – Марии Монтессори. Она является одной из самых популярных методик среди родителей и педагогов и предполагает подбор индивидуального подхода к каждому ребёнку. Главные составляющие методики – ребёнок как центральная фигура, педагог и среда для самостоятельного обучения. Взрослый в этой иерархии занимает позицию наблюдателя и старается не вмешиваться в естественный процесс развития ребёнка, если только он сам не попросит помощи.

Помещение, в котором обучается ребёнок, делят на зоны для создания развивающей среды: сенсорную, математическую, речевую, практическую (для жизни) и космическую. В этих зонах ребёнок может самостоятельно ориентироваться и использовать их по своему усмотрению. Группы по Монтессори набираются из детей разных возрастов, что наилучшим образом сказывается на отношениях для детей дошкольного возраста от самых маленьких до более взрослых.

К основным преимуществам методики относятся:

  • развитие малыша самостоятельно, без навязывания взрослыми своих идей;
  • развитие свободного человека, который уважительно относится к свободе других людей;
  • развитие сенсорных навыков, непосредственно влияющих на хороший уровень интеллектуального развития;
  • развитие навыков самообслуживания и самодисциплины;
  • наличие разнообразных дидактических пособий по Монтессори.

Несмотря на существенные плюсы методики, существуют значительные недостатки:

  • дороговизна пособий (однако, есть возможность самостоятельного изготовления);
  • основная направленность методики – развитие интеллекта, сенсорики и логического мышления, при этом не уделяется внимание творческому и социальному развитию ребёнка;
  • отказ от игрушек, сказок, сюжетно-ролевых игр, которые, по мнению автора, не являются важными для развития детей;
  • возможны трудности для дошкольников при дальнейшем традиционном обучении в школе, где необходима дисциплина и чёткое следование правилам взрослых.

Чем полезно раннее развитие

Многие знакомы с нашумевшей книгой японского писателя Масару Ибуки «После трех уже поздно». Психология развития доказала существование так называемых сенситивных периодов в формировании психики ребенка (таких, когда она особенно восприимчива к внешним воздействиям), и самый важный из них — первые 3 года.

Методики раннего развития нацелены на то, чтобы не упустить самое благодатное для формирования и совершенствования психики время. Конечно, для этого не обязательно применять такие подходы — важно, прежде всего, знать, какие процессы происходят в развитии ребенка, и поддерживать их.

Начав как можно раньше заниматься с малышом, всесторонне его развивая, родитель получает возможность разглядеть способности ребенка к той или иной деятельности и дать им раскрыться.

1. Не нужно развивать только интеллект. Обучение может сопровождать любую деятельность: прогулки на природе, приготовление еды, наведение порядка в доме, сюжетно-ролевые игры, прослушивание музыки, рисование, рукоделие и т. д.

2. Одно из основных правил всех методик раннего развития — обучение в игре, в комфортной эмоциональной атмосфере, без насилия. Взрослый в этом случае лишь сопровождает ребенка, оказывая ему помощь и поддержку.

3. Форсированное развитие, идущее вразрез с психофизиологической готовностью ребенка к освоению тех или иных навыков, не цель обсуждаемых нами методик, а фанатизм родителей, неправильно понявших саму концепцию.

4. Глобальная задача раннего развития — удовлетворять природную потребность ребенка в познании мира через содержательное общение с заботящимися о нем взрослыми и знакомиться с природной, предметной, понятийной и социальной средой.

Мы расскажем о некоторых распространенных методиках раннего развития, чтобы вы, увидев главную идею, заложенную в каждой из них, могли понять суть дискуссии и сформировать собственный взгляд на сам принцип этого педагогического направления.

Что насчет раннего спортивного развития?

Смотря что вы подразумеваете под спортом. Если вы хотите вырастить сильного, уверенного пловца, можете начинать развитие этого навыка у ребенка с пеленок, сразу после того, как у него заживет пупочная ранка. Уроки проводятся в ванне под постоянным присмотром родителей. Еще лучше, если на первые занятия вы пригласите инструктора по раннему обучению плаванию. Он покажет вам, как правильно делать проводки на животе и спине, научит малыша нырять.

Начать заниматься плаванием никогда не рано. На самом деле, ваш ребенок уже прекрасно освоил этот навык — предыдущие девять месяцев он плавал в амниотической жидкости в животе мамы, поэтому сейчас прекрасно себя чувствует в теплой воде. Эта методика раннего спортивного развития совершенствует врожденные умения крохи. Если же отложить занятия на потом, малыш забудет свой внутриутробный опыт, и его придется обучать заново.

Продолжительность первых занятий плаванием должна быть небольшой — 5–7 минут. Ванну при этом наполняют примерно до подмышек крохи в вертикальном положении, а температура воды должна быть около 37 °C. Со временем длительность занятий увеличивается, а температура снижается. Через пару месяцев время тренировок можно довести до 20–30 минут и проводить их в более прохладной воде — 33–34 °C. Важно понимать, что все эти цифры приблизительные — в первую очередь родителям нужно ориентироваться на реакцию ребенка. Если ему холодно или надоело плавать, он сообщит вам об этом.

Если вы хотите вырастить звезду футбола или будущего чемпиона Тур де Франс, можете начинать раннее домашнее развитие соответствующих навыков малыша сразу, как поймете, что он способен нормально координировать движения своего тела.

Только не подумайте, что мы призываем вас вывести ребенка на настоящее футбольное поле или велотрек! Методики раннего спортивного развития на начальном этапе направлены лишь на то, чтобы привить малышу стремление к спортивному образу жизни. Под младенческим футболом подразумевается игра с легким мячом, когда папа или мама несильно пасуют его ребенку и пытаются добиться, чтобы он осмысленно отдавал пас обратно, а не в случайном направлении. То же самое и с велосипедом — это не гонки на скорость, трюки и преодоление препятствий, а, скорее, мотивация малыша покрутить педали трехколесной машины на прогулке.

В скандинавских странах одними из самых ранних спортивных активностей являются коньки и горнолыжный спорт: увидеть там двухлетнего лыжника — совсем не редкость. Начинать развитие этих навыков ребенка можно почти с пеленок, но, естественно, с соблюдением всех правил безопасности. Ребенка нельзя выводить на загруженный каток, где существует вероятность столкновения с другими людьми, а первый опыт катания на лыжах должен проходить на горке с очень маленьким уклоном — минимально достаточным для того, чтобы лыжи покатились.

После домашних занятий можно переходить на следующие уровни — общефизической и нача льной подготовки с тренером в спортивной секции. Общефизическая подготовка в основном направлена на раннее развитие координации, гибкости, силы, выносливости и других универсальных навыков, но содержит отдельные элементы, свойственные данному виду спорта. Начальная подготовка — уже настоящие профессиональные тренировки для маленьких спортсменов.

Перед тем, как планировать спортивную карьеру ребенка, родителям необходимо выяснить минимальный возраст начала занятий конкретным видом спорта. Для справки приведем федеральные стандарты для некоторых популярных дисциплин.

  • Командные виды спорта.

    Серьезно заниматься командными видами спорта рекомендуется с 8–9 лет. Однако общефизическую подготовку можно начинать раньше: хоккей и футбол — с 5 лет, баскетбол — с 7 лет, волейбол — с 8 лет.

  • Боевые искусства.

    На общефизическую подготовку по джиу-джитсу, каратэ, самбо, тхэквондо, ушу малышей принимают с 4 лет, по дзюдо и киокусинкай — с 5 лет. Этап начальной подготовки боевым искусствам начинается в 7 лет, для некоторых дисциплин — немного позже.

  • Велоспорт.

    Общефизическая подготовка в дисциплине BMX разрешена с 4 лет, начальная — с 6 лет. Общая подготовка в трековых гонках и маунтинбайке начинается не ранее 9 лет, в шоссейных гонках — 10 лет, а переходить на этап тренировок во всех этих видах велоспорта можно не ранее 10 лет.

  • Гимнастика и танцы.

    Общефизическая подготовка по спортивной акробатике, гимнастике, танцевальному спорту разрешена для детей с 4 лет. Художественной гимнастикой могут заниматься девочки с 3 лет, для мальчиков нормативов не предусмотрено. На этап начальной подготовки малыши в этих дисциплинах переходят в 6–7 лет.

  • Фигурное катание.

    Мальчики и девочки могут заниматься общефизической подготовкой в этом виде спорта с 3 лет, начальный этап стартует в 6 лет.

Основные методики раннего развития

Если говорить обо всем пространстве методик и материалах, рассчитанных на ранний период развития, воспитания и обучения, то чаще всего в сознании просвещенной публики всплывают следующие:

1. система Марии Монтессори;

2. вальдорфская педагогика Штайнера;

3. интеллектуальные игры Никитина;

4. карточки Гленна Домана;

5. метод Сесиль Лупан;

6. кубики Зайцева.

В этой статье мы расскажем о первых трех подходах. О других читайте здесь.

Когда говорят о раннем развитии, упоминают также:

• иностранный язык с рождения;

• метод воспитания талантов Синъити Судзуки;

• родительский опыт многодетной мамы Лены Даниловой;

• Масару Ибуку и его книгу «После трех уже поздно»;

• энциклопедии Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш от рождения до 2 лет» и «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет»;

• «Воспитание без принуждения» Томаса Фелана и «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф;

• палочки Кюизенера;

• логические блоки Дьенеша;

• развивающие игры Воскобовича;

• обучение чтению по Павлу Тюленеву;

• и много-много других прекрасных книг и пособий, не всегда претендующих на системный подход, но дающих полезные подсказки для конкретных жизненных, воспитательных и образовательных ситуаций. Когда-то был еще доктор Бенджамин Спок. Но больше мы его упоминать не будем, потому что научно доказано, что его методы воспитания наносят вред детям.

Как видите, запутаться в этом смешении подходов, пособий и концепций нетрудно. Давайте разбираться! Мы остановимся на самых важных системах и методиках, изменивших ландшафт педагогики развития и обучения детей за прошедшие сто лет.

Методика Масару Ибука

Методика, разработанная японским инженером, автором одноимённой книги «После трёх уже поздно», основывается на принципе, что начинать заниматься развитием и воспитанием ребёнка важно рано, с первых дней его жизни. Обучение ребёнка предполагает полноценное развитие ребёнка самими родителями, которые своим примером формируют личность ребёнка. Для этого необходимо учить стихи, уделять внимание обучению иностранным языкам, музыкальному и физическому развитию.

Преимущества методики:

  • «незаштампованность» и неограниченность методов развития ребёнка, так как родитель сам выбирает занятия в соответствии с индивидуальностью своего ребёнка;
  • развитие навыков самообслуживания и приучение к порядку.

Недостатки:

  • отсутствие пособия, в котором бы чётко прописывалась работа в соответствии с методикой;
  • возможно несовпадение мнений из-за разных менталитетов, так как в Японии преобладают более строгие взгляды на воспитание детей.

Система Марии Монтессори

Пожалуй, имя, с которым в первую очередь ассоциируется понятие раннего развития, — это Мария Монтессори. Ее методика, основанная на принципе «помоги мне сделать это самому», пробуждает в детях естественное желание удовлетворять природный познавательный интерес через действие и манипуляции с предметами среды в атмосфере свободного выбора и самоопределения.

• Мария Монтессори — ученый, детский врач, педагог и мыслитель-гуманист XX века итальянского происхождения. Начав свою педагогическую деятельность с работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, и получив феноменальные результаты (ее воспитанники научились читать, считать и писать раньше своих сверстников без когнитивных нарушений), Мария Монтессори решается внедрить свои наработки в общепедагогическую практику.

• Вскоре система обучения Марии Монтессори получила всемирное признание и является широко востребованной педагогами и родителями уже более ста лет. Принципы этой концепции лежат в основе педагогической деятельности детских учреждений — садиков, школ, образовательных центров — по всему миру, в том числе и в нашей стране.

• Методика Марии Монтессори строится на понимании природы ребенка как любознательного исследователя, имеющего свои индивидуальные особенности в том, что касается предмета интереса и темпов познания окружающей действительности, осуществляющего свободный выбор и несущего за свои слова и поступки личную ответственность.

• Ребенок, осваивая окружающую его предметную среду, приобретает навыки социального взаимодействия, самообслуживания, поддержания порядка и чистоты, овладевает конкретными видами деятельности (приготовление еды, глажка белья, стирка), развивает такие качества, как терпение, настойчивость, получает базовые представления о месте и функции предметов в быту, учится сопоставлять их по различным параметрам, тренирует память, внимание, мелкую моторику, речь.

Объектом исследований ребенка становится не дающая быстрых и однозначных ответов на познавательный интерес предметная среда, в которой он существует. Окружающая действительность, богатая на стимулы, не только инициирует любопытство само по себе, но и постоянно подпитывает его. Этому способствуют особый рабочий материал и методические пособия, предполагающие множественность вариантов взаимодействия с ними.

В качестве методических пособий и инструментов выступают Монтессори-материалы:

• комплекты кубиков, цилиндров и других объемных геометрических фигур;

• лабиринты;

• рамки-вкладыши;

• шнуровки;

• наборы для пальчиковых игр и творческих занятий.

Все выполнено из экологически чистых материалов, по возможности из дерева. Сконструированы они так, что ошибки при манипуляциях с предметами видны ребенку сразу. Самоконтроль — один из важнейших развивающих элементов системы.

Монтессори-материалом могут становиться и любые подручные средства: банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, природный материал (шишки, камешки, песок), небьющаяся посуда, бытовые мелочи, продукты (крупы, макароны, бобы).

На каких принципах строится работа с ребенком и самого малыша — с Монтессори-средой?

Знакомство с занятиями по методике Монтессори в детском клубе

К трём годам многие мамы выходят из декрета, но ещё раньше у семьи появляется желание разнообразить распорядок дня малыша и найти ему компанию ровесников.

Мы рекомендуем начинать знакомство с детскими клубами с групп «Вместе с мамой» для самых маленьких.

Преимущество Монтессори групп в том, что все описанные выше принципы ухода за ребенком сохраняются и в детском учреждении: воспитатели уважают малышей, предоставляют им свободу выбора активностей и всячески поощряют проявления самостоятельности в простых бытовых задачах.

Монтессори пространство клуба организованно специально для детей от 0 до 3 лет: вся фурнитура подобрана под детский рост, каждый уголок безопасен для самостоятельного исследования, в доступе всегда соответствующие возрасту материалы, которые обязательно несут в себе не только развлекательную, но и образовательную функцию. С детьми работает несколько воспитателей, прошедших специальную подготовку по Монтессори педагогике.

Помимо свободной самостоятельной работы с материалами в программу Монтессори групп для детей до 3 лет также включены упражнения на развития речи (песенки, стишки, театральные постановки, чтение вслух), пальчиковая гимнастика, групповые игры на расширение кругозора, рисование, музыка, игровая гимнастика.

Детям очень нравятся подобные занятия, где направление активностей постоянно чередуется, поэтому со временем малыши уже без проблем и слёз остаются без родителей и на несколько часов подряд, что однозначно сбережет нервные клетки семьи в первые дни посещения детского сада.

Что такое Монтессори-среда

Что делать, если у вас нет возможности отдать ребенка в Монтессори-сад? Организовать в домашних условиях полноценную Монтессори-среду непросто, но еще важнее наличия специальных пособий — присутствие обученного взрослого.

Главное, чтобы при организации занятий в Монтессори-среде ребенок имел возможность самостоятельно выбирать зону интереса, пособия, с которыми будет работать, и время, когда ему удобно это делать (разумеется, не вместо дневного сна, если в нем есть потребность).

Пространство, в котором организована Монтессори-среда, в классическом варианте поделено на зоны.

• Зона практической жизни: здесь ребенок развивает навыки обслуживания себя и других (моет, стирает, убирает, гладит, готовит). В доме в этой зоне могут стоять детская кухня с посудой, детская бытовая техника, мебель и одежда для кукол, тематические наборы (инструменты, чемоданчик доктора), застежки, шнуровки.

• Зона языкового развития, где дети учатся чтению и письму. Расположите здесь пособия по обучению этим навыкам, книги, аудиодиски, лото, мозаики, пазлы, магнитную доску с буквами.

• Зона сенсорного развития: здесь ребенок с помощью рабочего материала учится развивать тактильные ощущения и обогащать свой сенсорный опыт — зрение, слух, обоняние. Следовательно, в этой зоне можно разместить музыкальные игрушки, конструкторы, кубики, пирамидки, рамки-вкладыши, сортеры, конструкторы, емкости и подушечки с различными наполнителями, книжки-шуршалки, пазлы.

• Зона естественнонаучного развития: приборы для опытов и пособия по освоению базовых знаний из области анатомии (3D-модели тела животных, человека), биологии (микроскоп), физики, географии (глобус), химии, астрономии (карта неба, телескоп), тематические лото.

• Зона математического развития: игрушки, позволяющие ребенку осваивать понятие формы, размера и количества (кубики, блоки из конструктора, пособия по обучению счету, счетные палочки, плакаты с цифрами, головоломки, лото, пазлы, магнитная доска с цифрами).

Вдобавок к тем, что были разработаны самой Марией Монтессори, вы можете организовать в своем пространстве и другие тематические зоны.

• Зона творческого развития: краски, карандаши, мелки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, кисточки, альбом, материалы для лепки.

• Зона физического развития, где ребенок тренирует крупную моторику, учится ловкости, координации движений и равновесию. Поставьте спортивный комплекс или разместите отдельные спортивно-развлекательные снаряды (горки, тоннели, шведскую стенку, мячи, кегли, обруч, батут).

Причина, по которой эти зоны не были включены Марией Монтессори в ее систему, проста: основательница метода считала творческие и физические занятия бесполезными для интеллектуального развития. Не будем забывать, что основы своей педагогической концепции Мария Монтессори разработала, отталкиваясь от желания удовлетворить нужды умственно отсталых детей в обучении и развитии, чего они были в начале XX века лишены. Поэтому упора на тренировку крупной моторики и формирование творческого начала в ту пору в методике не было. В современных детских учреждениях, работающих по системе Монтессори, тем не менее обязательно есть спортивный уголок и зона для творчества.

1. Количество, тематическая направленность и наполнение зон зависят исключительно от вашего воображения, площади помещения и финансовых ресурсов. Для игрушек и пособий есть только одно требование: предмет должен предоставлять возможность выбора способов манипуляции с ним и быть в свободном доступе. Например, кубики можно использовать в конструировании, в обучении чтению и счету (если на них нанесены буквы и цифры), формировании представлений о цвете, форме, размере и количестве и т. д.

2. Игрушкам с нулевым познавательным потенциалом (пистолет, музыкальная панель с предустановленными мелодиями и другие им подобные) в Монтессори-среде не место. Вопрос о необходимости таких предметов развлечения для своего ребенка каждый родитель, конечно, решает сам, но уже не в рамках данной системы.

3. И конечно, важно, чтобы все пособия и рабочий материал располагались на открытых полках (в шкафах, стеллажах, комодах) на высоте не выше уровня глаз ребенка.

4. Как мы видим, в системе Монтессори есть здравые принципы и правила, которые можно внедрить у себя дома в играх с предметами (не только Монтессори-материалами), а также в общении детей и взрослых. Уважение к другому, его правам, свободам, его способам и методам взаимодействия со средой, результатам его труда — подобные социальные навыки сослужат хорошую службу ребенку, когда он подрастет и встанет перед серьезными интеллектуальными, социальными и профессиональными задачами.

Однако надо иметь в виду, что у методики есть свои ограничения. Помимо квадратных метров и финансов, которые уходят на организацию Монтессори-среды, не стоит забывать еще и о психологическом аспекте.

Если говорить о дошкольных учреждениях, то не всякий темперамент подходит для помещения ребенка в детский сад, работающий по классическим принципам системы Марии Монтессори. Так, шумным, подвижным детям будет сложно следовать некоторым правилам и дисциплинарным порядкам, а замкнутые малыши могут еще больше уйти в себя.

Ну а дома — никаких ограничений! Только ваше свободное время, воля, разумное терпение и готовность не вмешиваться в процесс познания мира ребенком.

Вальдорфская педагогика

Рудольф Штайнер, родоначальник вальдорфской системы обучения, в начале XX века открыл в Германии школу для маленьких детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основной задачей своей школы Штайнер видел гармоничное и ненасильственное творческое развитие личности на основе знаний об окружающем мире, обучение практическим навыкам и эстетическое воспитание. Педагогическая система Штайнера основана на концепции антропософии, но в современной реальности она выглядит как набор традиций и особенная домашняя атмосфера учреждения.

• Задача взрослого в педагогической системе Штайнера — помочь ребенку раскрыть заложенный в нем неограниченный творческий потенциал, а не внедрять в сознание воспитанника конечный набор знаний и компетенций, готовя его к взрослой жизни. Напротив, ребенку дается возможность максимально долго оставаться ребенком, наслаждаясь радостями детства. Детство — уникальная пора в цикле жизни, которой присущи свои особенности, ценности и задачи. Пропустить этот период, заполнив его попытками соответствовать требованиям социума, — значит предать саму идею детства.

• Поэтому в детских учреждениях вальдорфской системы ребенок помещен в центр внимания, он — главная ценность, растет и воспитывается в атмосфере непринуждения, свободного выбора рода деятельности в темпах, свойственных его темпераменту и типу личности. Единственная задача ребенка — развивать свой собственный мир, раскрываться и реализовываться через характерные для конкретного возраста ведущие виды деятельности. А для всего дошкольного периода им является игра — вначале предметная, позже сюжетно-ролевая.

• Не будет преувеличением сразу сказать, что вальдорфская педагогика отрицает интенсивное развитие в младенческом возрасте, выступая против ранней интеллектуализации детей, так как она, по мнению Штайнера и его последователей, мешает свободному формированию эмоциональной и духовной составляющих личности ребенка.

Почему же мы решили поговорить о вальдорфской педагогике?

Действительно, в школьных учреждениях вальдорфской системы интеллектуальным развитием детей (в том числе обучением чтению, счету, письму) не занимаются до 7 – 12-летнего возраста, чтобы усвоение абстрактных дисциплин не опережало установление эмоционального и духовного мира ребенка.

1. Обучение длится 11 лет, всю среднюю школу (8 лет) занятия ведет один педагог. Предпочтение отдается дисциплинам эстетического цикла (музыка, искусство, эвритмия) и практическим навыкам (садоводство, рукоделие). С первого класса ведется обучение двум языкам.

2. Изучение материала (а не дисциплин, как в традиционной школе) разбито на блоки, которые длятся в среднем около месяца, с полным погружением в тему, рассматриваемую по принципу междисциплинарности с целью формировать целостный взгляд ребенка на мир.

3. Подача материала строится таким образом, чтобы помочь ребенку не только воспринять его, но и пережить и уже на основе чувственного опыта выдвигать теории, делать умозаключения, формировать систему взглядов. Как пример — в начальных классах таблицу умножения можно усваивать под музыку, ритмичные хлопки или топанье ногами, а основы физики и инженерного дела в классах постарше могут даваться через проект строительства модели моста.

4. В школах проводится большое количество праздников, сопровождаемых театрализованными представлениями, к которым дети основательно готовятся: репетируют, шьют костюмы, изготавливают кукол и подарки родителям.

5. Пособий не существует, так же как и оценок, контрольных работ и экзаменов, а вместе с ними и состязательности в обучении. Руководство как учебным процессом, так и самим заведением осуществляется советом школы, состоящим из учителей, родителей и администратора, отвечающего за хозяйственную часть. Директора у учреждения нет.

Не будем углубляться в особенности школьной вальдорфской педагогики далее, общее представление вы уже получили, останемся в рамках нашего возраста. Что предлагает система Штайнера самым маленьким детям? На каких принципах строится воспитательный процесс?

Что такое вальдорфский детский сад

Дети идут в вальдорфский детский сад в 3 года и переходят из него в школу в возрасте 7 лет. Считается, что до 3 лет малыш осваивает прямохождение и речь, для чего ему нужна домашняя обстановка. После появления и закрепления в личности ребенка своего «Я» и освоения им основ сюжетно-ролевой игры он готов к детскому саду.

• В вальдорфском детском саду нет занятий по освоению базовых знаний о родном языке, начал математики и письма. Большая часть дня отводится на так называемые свободные занятия: дети, придя утром в сад, сами выбирают, чем будут заниматься, все рабочие материалы всегда находятся в свободном доступе.

• Рукоделие, изобразительное и прикладное искусство, пение, эвритмия (особые танцевальные движения под музыку или чтение стихов), театрализованные представления в духе народных традиций — неполный список занятий, которые мы бы назвали общеразвивающими, имея в виду, что существуют и узкодисциплинарные (начала счета, основы родного языка). Но таких здесь нет. Только творчество, творчество и творчество. Водить детей на дополнительные занятия вне стен вальдорфского садика не принято: это идет вразрез с самой идеологией штайнеровской педагогики, имеющей изрядное количество ограничений.

• Группы разновозрастные, младшие учатся у старших и у воспитателя, который исполняет роль скорее мамы, чем преподавателя: готовит, убирает, чинит детскую одежду, шьет игрушки, вяжет.

• Взрослый не сидит без дела, всегда чем-то занят — это служит примером для детей, которые растут с ясным пониманием того, что человек создан для творчества в любом его проявлении. Время от времени воспитатель присоединяется к играм детей, читает им сказки, часто в музыкальном сопровождении: за инструментом он сам или любой проявивший к этому интерес ребенок.

Классические игрушки: куклы, машинки, конструкторы и все остальное, заполонившее полки современных детских магазинов, — здесь отсутствуют. Вместо них используют:

1. самодельные куколки,

2. поделки из глины и дерева,

3. лоскутки материи,

4. вязаные салфетки,

5. шитые одеяльца.

Есть еще одно замечательное, позволяющее сэкономить семейный бюджет правило, которое должны соблюдать родители детей, посещающих вальдорфский детский сад: магазинных игрушек не должно быть и дома.

Много здесь и природных материалов: камней, шишек, желудей, коряг — всего, что находится во время прогулки и очаровывает детей своей естественной природной красотой, будит фантазию и подталкивает к творчеству. А прогулкам на свежем воздухе в любую погоду с подвижными и ролевыми играми здесь отдают очевидное предпочтение. Телевизора и магнитофона в вальдорфском детском саду нет.

• Экологическое воспитание — одна из важнейших особенностей этой системы, поэтому дети ухаживают за садом и огородом, сажают деревья, выращивают злаки, травы и овощи, мастерят кормушки для птиц.

• Ручной труд не только инструмент развития мелкой моторики и овладения полезными навыками, но и философия жизни, поэтому, помимо садоводства, все дети учатся вырезать по дереву, шить, вязать, вышивать, лепить, работать на гончарном круге и ткацком станке — все это уже в рамках школьной программы.

• Участвуют дети и в хозяйственной жизни — в приготовлении еды, уборке помещений, наведении порядка после игры и совместной трапезы. Все это больше похоже на жизнь большой и сплоченной семьи, чем группы детского сада.

Итак, если свести все изложенное воедино, на каких принципах стоит вальдорфская педагогика?

Главное, что нужно помнить о первых трёх годах жизни

  • С самого рождения и до возраста трёх лет мозг ребенка настроен на впитывание информации приходящих от всех анализаторов: слух, обоняние, вкус, зрение и осязание развиваются в первую очередь именно в этом возрасте
  • По мнение специалистов по Методике Монтессори именно в период до трёх лет формируется самое первое впечатление от этого мира: насколько он безопасный, интересный, доброжелательный и так далее. Эти установки человек несёт с собой до конца жизни,
  • Обучение детей возможно только через непосредственный опыт и повторение практических действий. Малыши от 1 до 3 лет способны усваивать в разы больше информации, чем взрослые, при условии, что это информация связана со средой, в которой они находятся, и у детей есть возможность активно исследовать.

Основные принципы вальдорфской педагогики

• Раскрытие способностей в благоприятной атмосфере и в той деятельности, которую на данном этапе своего индивидуального развития ребенок в состоянии освоить без внутреннего сопротивления и напряжения.

• Индивидуальный подход к ребенку на основе принципа равных возможностей: все дети имеют одинаковые шансы на реализацию своего творческого потенциала независимо от уровня интеллекта, возраста, пола, национальности или принадлежности к определенной социальной группе.

• Максимальная поддержка любых инициатив, идущих от детей, и минимальное количество запретов, если только они не связаны с угрозой жизни, здоровью и благополучию самого ребенка и других членов сообщества, а также с целостностью окружающей среды, будь то сад или территория вокруг него (рисовать можно в альбоме — зачем делать это на стене?).

• Самообучение через подражание: наблюдая за взрослым или старшим товарищем по группе, взаимодействуя с ними, ребенок получает пример и пищу для самостоятельного освоения предметов и понятий окружающего мира.

• Пространство и режим дня детского сада организованы таким образом, чтобы поддерживать развитие свободной игры и свободного выбора вида деятельности: ребенок самостоятельно определяет степень своей вовлеченности в совместные занятия и игры с другими детьми.

• Игровые виды деятельности (ролевые игры, разыгрывание сценок из мифов и сказок, спектакли, песни, танцы, потешки, прибаутки, театрализованные представления, концерты) — все в рамках национальной культуры и в духе уважения к народным традициям. На этом фоне и проходит творческое и эстетическое развитие ребенка, которое является основой всей педагогической модели.

• Трудовое воспитание через занятия различными ремеслами: шитье, вышивание, лепка, рисование, резьба по дереву, конструирование, изготовление кукол для спектаклей.

• Экологическое воспитание. Цель — не только забота о саде/огороде как части общей экосистемы, но и формирование представлений о циклах жизни природы и живых существ, населяющих планету. Благодаря наблюдениям за явлениями окружающей среды и посильному участию в поддержании баланса в ближайшей микроэкосистеме, ребенок самостоятельно приобретает бесценный опыт переживания единения с природой и находит свое место в мире как человек, а не как социальная единица.

Итак, мы познакомились поближе с вальдорфской педагогикой. Учитывая, что раннее развитие эта система отвергает, никаких конкретных методик воспитания для самостоятельного использования в домашних условиях она предложить не может.

Но сам подход, который лежит в ее основе, можно взять на вооружение современному родителю, придерживающемуся спокойного и взвешенного отношения к жизни.

Общий подход к воспитанию и некоторые принципы штайнеровской педагогики, несомненно, найдут своих почитателей. Уважение личности человека с момента рождения, атмосфера непринуждения, предоставление ребенку возможности развиваться в своих индивидуальных темпах и в рамках самостоятельно определяемых интересов, творческий подход к жизни во всех ее проявлениях, почитание народных традиций и ремесел, раннее приобщение к творческому и общественно полезному труду — мало кто из родителей выскажется против этих тезисов. Главное — правильно применить их на практике, ненасильственно и с любовью.

Методика Никитиных

Многодетная семья Бориса и Лены Никитиных и их система воспитания были в центре внимания в 70 – 80-х годах XX века. Именно в рамках семьи сложилась никитинская педагогика как система воспитания и интеллектуального развития ребенка. Хотя, по воспоминаниям детей Никитиных, никакой системы не существовало — был лишь небольшой набор принципов, основанных на здравом смысле, опыте поколений и педагогической практике.

Борис Никитин в свое время увлекался идеями Марии Монтессори и Макаренко и мечтал об открытии «трудовой школы», куда сразу после знакомства пригласил и Лену, свою будущую жену. Школа так и не была открыта в силу ряда причин, в том числе идеологических.

Чем же привлекла к себе внимание эта семья?

Раннее развитие по Глену Доману

Глен Доман – военный врач. В свое время он занимался с детьми, пережившими ушиб головного мозга или страдающими поражениями ЦНС. Он придумал систему, на основании черно-белых карточек, с помощью которых учил своих подопечных. После того, как методика дала положительный результат, он решил попробовать ее на здоровых малышах.

Сегодня карточки используются для запуска развития ребенка до года. Они предлагают работу по трем направлениям: чтение, арифметика и интеллектуальное развитие. На карточки нанесены разные изображения. На материал для чтения – целые слова, для арифметики – красные точки, для общего развития – животные, растения, люди.

Задача педагога или родителя – демонстрировать рисунки ребенку в течение дня по несколько секунд. Постепенно он научится запоминать изображения, и когда вы увидите, что он запомнил все карточки, можно будет добавлять новые. Это несложное упражнение способствует запоминанию изображений и тренировке мозговой активности ребенка. Благодаря методике дети раньше учатся читать и писать. Они быстрее осваивают энциклопедические знания в старшем возрасте.

Для обучения ребенка арифметике используются белые карточки с хаотично нарисованными точками. Постепенно количество точек увеличивается до 100. Когда счет до ста будет понятен, можно переходить на решение примеров и изучение цифр. Система дает первые, впечатляющие результаты уже через несколько месяцев. Она позволяет осваивать не только математику, но и развивать память и внимание.

Положительные стороны раннего развития по Доману:

  • Развивается умение запоминать большие объемы информации;
  • Тренируется зрительная память;
  • Техника не требует много времени. Можно заниматься с ребенком по несколько минут в течение дня.

По мнению ученого, дети очень любознательны и нужно приложить усилие, чтобы отбить у них охоту учиться. Они впитывают знания, как губка. Предложив методику ребенку в возрасте 3-6 месяцев, вы восполните его «информационный голод». Однако, каждое упражнение должно длиться ровно до тех пор, пока ребенок не устанет. Нельзя, чтобы занятия вызывали у него скуку.

Готовые карточки продаются в детских магазинах и на интернет сайтах. Их можно скачать и распечатать самостоятельно, или купить готовые. Заниматься по системе Г. Домана можно с рождения ребенка. Оптимальный возраст – 6 месяцев.

Новаторский подход Никитиных

Например, тем, о чем редко говорится сейчас: Борис Никитин первым в нашей стране заговорил о необходимости тесного и длительного телесного контакта матери и ребенка, ему нравилось, как африканские женщины не расстаются со своими детьми, нося их в перевязях.

• Он также настаивал на необходимости прикладывания новорожденного к материнской груди сразу после рождения. Напомним: речь идет о 60-х годах прошлого века! В родильных домах нашей страны эта практика все еще с трудом приживается, и мамам приходится отдельно договариваться с бригадой акушеров, чтобы дать себе и ребенку возможность воссоединиться в первую же минуту после рождения малыша.

• Считается, что именно Никитиным впервые удалось обратить внимание широкой родительской общественности на вопросы раннего развития детей.

• Однако сами Никитины всегда говорили, что они никогда не ставили перед собой цели как можно раньше научить ребят всему, чему только можно. Им лишь хотелось дать детям возможность развить свои врожденные способности и максимально выразиться и раскрыться.

• Благодаря Никитиным впервые в нашей стране, где существовала государственная воспитательная доктрина, прозвучала идея ответственности родителей за воспитание собственных детей.

• Более того, помимо ответственности перед детьми, у родителей есть еще и свобода выбора: они вправе решать, как и каким вырастить свое чадо. Не одно десятилетие прошло с тех пор, а вопросы свободы выбора системы воспитания продолжают обсуждаться в родительских и педагогических сообществах.

Что новаторского еще предлагал Никитин? Он призывал родителей с момента готовности малыша к ползанию обустраивать дом в соответствии с естественной потребностью ребенка осваивать пространство, в чем у него не должно быть никаких ограничений (за исключением угрожающих жизни и здоровью ситуаций).

1. Помимо самого по себе пространства, в свободном доступе у ребенка должны быть не только игрушки и детские пособия, но и домашняя утварь: только так он может освоиться в бытовой среде и научиться оперировать ее предметами, привыкая к труду не как к обязанности, а как к естественному способу взаимодействия к окружающим миром.

2. Особый упор в воспитании детей Никитины сделали на физическом и интеллектуальном аспектах развития. Вскоре после рождения первого ребенка (а всего у них в семье было семеро детей) в доме начали появляться спортивные снаряды, географические карты на стенах, кубики, рабочие инструменты — все в свободном доступе. Никитины стали популяризаторами спортивных комплексов, которые есть теперь, наверно, почти в каждом доме и детском саду.

3. Известна и система закаливания, которую практиковали в своей семье Никитины. Хотя была она довольно простой: обливание водой и поддержание естественных условий для роста и развития детей. Многодетная семья жила довольно скромно, так вышло, что все ходили босиком и легко одетыми дома, детей не кутали и для прогулок на улице, причем в любую погоду.

4. В детских занятиях Никитин проповедовал идею ненасилия и отсутствия строгой регламентированности. Ребенку необходимо создавать опережающую его развитие насыщенную среду с большим количеством пособий и инструментов для труда, в том числе настоящих, взрослых.

5. Особая заслуга Никитиных лежит в области интеллектуального развития дошкольника. Созданные Борисом Павловичем логические игры: «Уникуб», «Сложи узор» и «Сложи квадрат» — остаются непревзойденными по дидактической насыщенности и признаются лучшими в своей нише уже третьим поколением родителей.

6. В конструировании своих интеллектуальных игр Никитин руководствовался базовым принципом обучения — от простого к сложному. В его пособиях логические задачи для ребенка эволюционируют и от игры к игре, и внутри одной и той же головоломки, от простейших для годовалых детей до самых сложных, с которыми может справиться не всякий взрослый. Причем задача может ставиться разными способами — в виде рисунка, чертежа или словесного задания, так тренируются разные каналы восприятия.

7. Закладывая в свои головоломки вариативность финального решения (способов выполнить задание может быть более одного), Никитин предоставляет ребенку свободу творческого самовыражения и поддерживает в нем неослабевающий интерес к рабочему материалу и к самому процессу познания в целом.

Развитие пространственного мышления, памяти, внимания, воображения, навыков анализа, способности сопоставлять явления, классифицировать их, самоконтроля, терпения и усидчивости, наконец, — вот образовательный потенциал, который заложен в головоломках Никитина.

Вы не могли не заметить, что Никитины оставили в стороне художественно-эстетическую сторону творческого развития личности ребенка. Да, и за это (и не только за это) их критиковали оппоненты и скептики.

Но это не уменьшает значимости сделанного, а лишний раз говорит о том, что в каждой системе есть что-то, что можно позаимствовать для самостоятельных занятий с детьми, обогатив наработками из других методик.

На каких же принципах стояла педагогика развития по Никитиным в целом?

Мифы о раннем развитии малышей до года

  1. Деткам до года сложно донести какую-либо информацию, поэтому какие-то занятия и методики просто бессмысленны.
  2. Это в корне неверно! Да, дети первого года жизни больше основываются на чувствах, а не на разуме, но их вполне можно научить многим вещам. Занятия будут отлично способствовать психомоторному развитию, что, в свою очередь, прекрасно скажется на физических и интеллектуальных навыках ребенка.
  3. Раннее развитие опасно для детей, не достигших полуторагодовалого-двухлетнего возраста.
  4. Это опять же не совсем верно. Любая опасность может быть связана с фанатичным желанием мамочки любыми средствами развить своего ребенка и дать ему энциклопедические знания. Перегрузки, действительно, могут быть опасны для крохи. Но если занятия не навязываются малышу силой и не занимают много времени, то ничего, кроме пользы, они не принесут.
  5. Раннее развитие – это очень сложно.

Ничего сложного нет! С детьми нужно просто играть, как это делают мамы каждый день. Только игры и занятия выбирать такие, чтобы они не только позволяли весело провести время, но и учили чему-то кроху, а также развивали его психику, моторику, сенсорику, позволяли познавать окружающий мир.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]