Ребенок играет: от рождения до года


Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев

Ребенок все больше продолжает интересоваться окружающим миром, ему интересны названия предметов и общение с людьми. Малыш социализируется, он охотно знакомится со сверстниками и другими людьми.

К этому возрасту ребёнок научился бросать игрушки и предметы уже осознанно, ему интересно, как далеко покатится мяч или улетит кубик.

Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев:

  • Стоять на вытянутых ножках, ходить, держась за опору. Активно ползать, перемещаясь из одной комнаты в другую.
  • Брать одной ручкой два мелких предмета, уметь их передавать маме по просьбе. Как правило, ребенок использует две руки, чтобы захватить горсть мелких игрушек.
  • Приседать и садиться без посторонней помощи.
  • Собирать пирамидку, строить башню из кубиков. Может больше времени проводить наедине с собой, играя или рассматривая красочные картинки.
  • Осваивать новые жесты: многие годовалые дети умеют посылать воздушный поцелуй, махать руками и дуть на горячее.
  • Активно копировать жесты родителей, подражать разговору по телефону.
  • Уметь держать ложку и пытаться ею захватить еду (при условии, что ранее мама показала, как это делать).
  • Понимать от 10 до 20 слов, определять название предметов, которые видит ежедневно. Показать пальчиком, где кошка, книжка, тарелка и т. д.

Что еще должен уметь ребенок в 1 год? В этом возрасте продолжается активное развитие речевого аппарата. Малыш старается произносить некоторые слова, хотя они пока еще только напоминают речь. Стоит отметить, что годовалые дети вкладывают несколько значений в одно и то же слово.

До 1 года ребенок тесно эмоционально связан с мамой, воспринимая её как часть себя. В возрасте 12 месяцев продолжает формироваться личность малыша, его особенности характера. Вместе с этим карапуз переживает внутренний конфликт – стремление к самостоятельности и привычка, что мама рядом.

Развитие речи ребенка в возрасте 12 месяцев

К 1 году ребенок уже выучивает 8-10 слов. Возникает связь между названием предмета и самим предметом – настоящее понимание речи (какое оно было раньше читайте здесь).

Новые потребности ребенка (что-то требовать от взрослого, что-то ему говорить) являются толчком для развития речи. Прежних средств общения (эмоциональные, мимические, указательные) уже не хватает.

Если раньше слово было неким дополнением к жесту-указанию на желаемый предмет, то теперь ребёнок нуждается в более сложных фразах, ведь предмет хочется не только взять, но и как-то им пользоваться. Возникает необходимость в новом уровне общения со взрослым, чтобы выстроить взаимодействие по поводу интересующих предметов.

Навыки для 12 месяцев

Навыки ребенка в этом возрасте разнообразны, их можно разделить на следующие достижения:

Познавательные:

  • Играет с пирамидкой: надевает, снимает кольца.
  • Ставит друг на друга кубики.
  • Подражает сверстникам (кидает кубики, хлопает руками, может начать ломать игрушку).
  • Открывает, закрывает ящики, двери, включает/выключает все, что можно, нажимает кнопки и т. п.

Социально-эмоциональные:

  • Смеется, радуется маме или любимой игрушке.
  • Проявляет разнообразный спектр эмоций в зависимости от ситуации: смеется, возмущается, плачет.
  • Проявляет недовольство при грубом к нему обращении, если слышит «нет», «нельзя».
  • Копирует мимику родителей, подражает им.
  • Интересуется картинками в книжках, яркими предметами.
  • С интересом слушает музыку, «подпевает».

Речевые:

  • По просьбе может выполнить действие с игрушкой (отдать, положить, сложить в коробку).
  • Может взять или показать знакомый предмет.
  • Понимает слова «нельзя», «возьми», «можно».
  • Помнит имена родственников, знает некоторые предметы гардероба.
  • Если прощаются, машет рукой.
  • Понимает игру «ку-ку», закрывает ладошками лицо.

Бытовые:

  • Держит чашку в руках, пьет из нее самостоятельно.
  • Может откусить печенье, яблоко, банан.
  • Помогает себя одеть, поднимает ножку.
  • Некоторые дети в этом возрасте хорошо знакомы с горшком, просятся на него, издавая характерные звуки.

Рост ребенка в 12 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Активно продолжается физическое развитие малыша, за год он вырос примерно на 25 см. Теперь рост ребенка, согласно данным отечественной педиатрии, должен находиться в следующем диапазоне:

  • Девочки: от 71,3 до 78,1 см.
  • Мальчики: от 72,1 до 79,8 см.

По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рост ребенка в 1 год должен приближаться к следующим отметкам:

  • Девочки: от 68,8 до 79,3 см.
  • Мальчики: от 71,1 до 80,6 см.

Вес ребенка в 12 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

К этому возрасту малыш набирает 6-7 кг, последующая прибавка в весе будет не такой активной. Вес ребенка в 12 месяцев, по мнению отечественных педиатров, не должен выходить за следующие отметки:

  • Девочки: от 8,4 до 10,9 кг.
  • Мальчики: 8,8 до 11,7 кг.

По данным ВОЗ, вес ребенка в 1 год должен быть в рамках следующих границ:

  • Девочки: от 7,1 до 11,6 кг.
  • Мальчики: 7,8 до 12,1 кг.

Что должен уметь ребёнок в год?

1. Безусловно, малыш отлично сидит и ползает.
2. Ребёнок самостоятельно стоит. Из положения стоя сам садится и может встать.

3. В 12 месяцев ребёнку под силу самому ходить.

Появление этого навыка не является строго фиксированным по какому-либо месяцу жизни. Некоторые дети начинают ходить в 10 месяцев и к году практически бегают. Малыши, которым больше нравится ползать, могут пойти позже – в год или в год и месяц. Самое главное, чтобы ребёнок демонстрировал развитие этого навыка, каждый день пытался сделать на один шаг больше, чем вчера.

4. Малыш осмысленно произносит несколько простых слов – «мама», «папа», «ляля», «баба» и тому подобное. Но даже если этого нет, не стоит сразу бить тревогу.

С неразговорчивым ребёнком старайтесь побольше общаться, рассказывать о явлениях, событиях вокруг. Сопровождайте свои действия объяснениями и пояснениями, вместе читайте.

5. Ребёнок удерживает кружку двумя руками, сам пьёт из неё, ставит на место. Пытается или уже держит ложку.

6. Складывает небольшую башню из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, перелистывает страницы книги.

7. Выполняет по просьбе простые действия – найти игрушку, взять куклу, покормить мишку, найти пирамидку и прочее.

8. Реагирует на появление других детей.

9. Знает, как зовут близких, поворачивает голову в сторону человека, чьё имя было названо.

Для ребёнка в 12 месяцев закономерно проявлять свой характер. Родители таких деток отмечают, что малыш перестал слушаться (хоть и понимает слово «нельзя»), часто упорствует, настаивает на своём, капризничает, отказывается выполнять просьбы взрослых. Это связано, что развитие ребёнка 12 месяцев подходит к новому этапу развития личности, связанному со становлением воли и опробованием на прочность собственных границ. Детские психологи называют это кризисом одного года.

Психическое развитие ребенка в 12 месяцев

Активно продолжается социализация ребенка, ему интересно общаться со сверстниками, но иногда он провоцирует конфликты. Психологическое развитие ребенка в 12 месяцев далеко шагнуло вперед, теперь малыш понимает, как общаться с родителями.

Чувствуя мягкость и снисходительность со стороны мамы, ребенок будет шалить и предпринимать попытки манипулирования.

С годовалым ребенком становится сложнее играть, он внедряет собственные правила, которые зачастую являются неприемлемыми: кидание песком, поломка игрушек, дерганье животных за хвост.

В этот период у ребенка начинает развиваться долговременная память. Годовалые дети запоминают некоторые моменты вчерашнего дня и могут помнить, что было несколько суток назад.

Дети этого возраста позитивно относятся к музыке, любят ее слушать, подпевают и пританцовывают.

Как уже упоминалось ранее, примерно в 1 год у ребенка происходит переходный момент – кризис 12-го месяца. Проявляется он следующими изменениями:

  • Ребенка становится трудно контролировать – он проявляет упрямство, непослушание.
  • Активно показывает собственную самостоятельность, отказывается от помощи, а при попытке помочь нервничает, кричит.
  • Ребенок становится обидчивым и плаксивым, особенно когда слышит «нельзя», «нет».
  • Многие родители отмечают противоречивое поведение ребенка – он отказывается от помощи и в ту же минуту ждет внимания.

По мнению психологов, возраст, в котором допустимо истеричное поведение младенца, – 10-12 месяцев. Во-первых, отсутствие словарного запаса не дает ребенку возможности объяснить, что его беспокоит. Во-вторых, истерика – обычное явление и поведение для малыша. В старшем возрасте истерика не допустима, ее следует сразу же пресекать.

Психическое и интеллектуальное развитие

В 1 год у малыша замедляется процесс роста и набора веса, зато интеллектуальное и эмоциональное развитие становится более интенсивным. Более продолжительный период бодрствования позволяет ребенку больше времени играть. Основные способы познания у детей в 12 месяцев – сенсорные. Тактильные ощущения развивают память. Прикасаясь к определенным предметам, малыш запоминает их особенности и свойства. Например, мячик круглый и прыгает, машинка с колесами и может ездить, кубик твердый и из него можно строить.

Рост и вес в 12 месяцев

Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.

Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.

Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев

  1. Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
  2. Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
  3. Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
  4. Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
  5. Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
  6. Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
  7. Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
  8. Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.

Питание в 12 месяцев

Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.

В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.

Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.

Проверка темпов развития в 12 месяцев

Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.

  1. Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
  2. Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
  3. Произносить и понимать несколько простых слов.
  4. Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
  5. Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
  6. Может определить объекты по описанию и указать на них.

Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:

  1. Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
  2. Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
  3. Стоя не способен выдержать свой вес.
  4. Слишком спокойный

Умения и навыки в 12 месяцев

  1. В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
  2. Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
  3. Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
  4. Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
  5. Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
  6. Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]