7 советов, как учить ребёнка рисовать (и навсегда не отбить желание это делать)


Что дают ребенку занятия рисованием

Польза рисования исследована и обоснована наукой. Занятия рисованием развивают такие качества:

  • мелкая моторика, а это, как мы знаем, прямая стимуляция тех участков головного мозга, которые отвечают за речь, зрительную память, координацию;
  • развитие пространственного мышления;
  • формирование воображения;

  • ориентация на результат, который получается в процессе рисования;
  • самовыражение личности;
  • отражение своего психологического настроя;
  • рисование успокаивает, поэтому рекомендуется детям невротичным, капризным, неспокойным, которые не могут долго заснуть самостоятельно.
  • выработка усидчивости, дисциплинированности;
  • творческое осмысление окружающего мира, понимание другой личности, которая может видеть этот мир иначе;

  • развитие креативности, собственного ви́дения;
  • способствует самооценке, поскольку ребенок чувствует себя творцом (а это важное осознание);
  • развитие ассоциативного и образного мышления;
  • умение видеть и чувствовать цвета, оттенки и палитры, обобщать и сравнивать;
  • приобщение к всемирной эстетической культуре.

Уроки рисования с 4 лет

По мере взросления ребенок уже рисует более сложные картинки – осень или зиму, подводный мир и космос, конечно, исходя из своего видения. Вначале результаты могут получаться угловатыми, растекающимися, но в 5-6 лет дети, начавшие тренироваться в малом возрасте, обычно хорошо рисуют такие картинки. Очень важно говорить с детьми об их творчестве – что изображено, какие герои, чем они занимаются и т. д. Нужно обязательно хранить работы малыша, это придаст ему уверенности в значимости своего дела.

Популярным рисунком в 4-5 лет является осеннее дерево или зимняя елочка. Техника рисования елки такова:

  • выполнить вертикальную линию;
  • провести немного изогнутые линии – ветки;
  • обрисовать веточки зелеными иголками, сделав их пушистыми;
  • ствол прорисовать коричневым;
  • после высыхания среди зелени сделать отметины белой краской.

Также рекомендуется нарисовать с ребенком ежика, работа займет максимум 12-13 минут. Вначале намечают карандашом тело ежика зигзагами, затем добавляют ушки, овал с острым носиком – голову. Внизу дорисовывают лапки. После можно сделать более тонкую работу – выполнить глазки, носик, рот, раскрасить ежа цветными карандашами, красками.

Также дети любят рисовать сову, ослика, кошек и собачек. За основу можно брать геометрические фигуры, к которым после пририсовываются лапы, хвосты. Несложно будет нарисовать и человека – достаточно круга, овалов и удлиненных прямоугольников. Дети с 7-10 лет при наличии желания могут попробовать себя в портретах, натюрмортах и прочих сложных рисунках. Если есть потребность и способности, нужно обязательно отдать ребенка на специализированное обучение, где его таланты проявятся в полной мере.

Когда начинать занятия рисованием

Считается, что начинать с ребенком рисовать можно уже с полугода, когда он уже умеет сидеть и работать с предметами. Возьмите большой лист бумаги, пристройте удобно для рисования, возьмите мелок (карандаш пока рано, ребенок может им дернуть и попасть себе в глаз) и проведите яркую линию. Как правило, ребенок хочет сделать такую же, дайте мелок, пусть попробует.

Не рисуйте фигурок, просто линии и геометрические фигуры самых разных цветов, заодно называйте эти цвета, малыш их способен уже запомнить. Вечером покажите папе, похвалите малыша, чтобы он захотел проделать это еще раз. Вы понимаете, конечно, все, что происходит впервые – это очень важно, поэтому первые рисования нужно сделать яркими, запоминающимися.

С 9 месяцев можно уже переходить к конкретному рисованию. В этом возрасте детки рисуют своими маленькими ручками от плеча, поэтому пространства нужно большие – большие листы бумаги, обои. Лучше начинать с толстых фломастеров, потом переходить к карандашам, ручкам, тонким фломастерам.

С первого раза нужно учить ребенка правильно владеть инструментом. Это значит держать большим и средним пальцем, придерживая сверху указательным. Сразу же следите, чтобы не было перенапряжения руки или скованности. Этот навык вырабатывается долго, но закрепляется на всю жизнь.

В этом возрасте ребенок создает хаос линий, творит свой новый мир. Может показаться, что все это лишено смысла, цели, но это не так, в этом есть и фантазия, и творчество, и самовыражение.

Можно купить пальчиковые краски, но не факт, что ребенок не захочет их попробовать на вкус. Можно сделать такие краски самим: в жидкую манную кашу добавить разные красящие соки – малиновый, смородиновый, каркаде. Наливайте кашу не в ту тарелку, из которой малыш ест, чтобы не было ассоциаций. Положите на пол рулон самых дешевых обоев обратной стороной, разденьте малыша до трусиков и пусть творит, сколько выдержат ваши нервы.

С полутора лет формат бумаги может уже быть обычным, ребенок начинает управлять локтем и кистью, к двум года начинается рисование кистью и пальцами. Чтобы развить это умение нужны раскраски, покупайте и просите разрисовывать мелкие предметы. Или сами нарисуйте что-нибудь, например, дерево, а ребенка попросите нарисовать листики.

Как помочь ребенку научиться рисовать?

Во-первых, научитесь рисовать для себя. Разница между рисованием квадратного дома с четырьмя квадратными окнами и дымоходом и изображением «реальной» формы дома — огромный скачок в понимании. Научиться рисовать — это больше видеть, чем делать отметки на бумаге.

Это очень важно: чтобы научить своего ребенка видеть этот путь, вы должны сначала узнать об этом сами.

  • Сделайте несколько уроков для начинающих самостоятельно или посетите урок рисования в местном художественном центре.
  • Прочитайте «Правополушарное рисование» Бетти Эдвардс.

Вы должны понимать, как художник видит мир, чтобы развивать это видение у своих детей.

Не ожидайте мгновенных результатов. Процесс обучения рисованию является длительным и часто измеряется годами, в зависимости от мелкой моторики и когнитивного развития ребенка. Слишком быстрое толкание ребенка приведет к несчастью для всех заинтересованных сторон. Нежное воспитание позволит расцвести их природному таланту.

Учитесь слушать. Когда вы смотрите на детей или работаете с ними, всегда будьте позитивными. Руководя их рисунком, избегайте исправления «ошибок», а скорее выдвигайте предложения заранее.

Не навязывайте правила. В жизни, которая постоянно контролируется взрослыми, искусство является одной из областей истинной свободы для детей, поэтому будьте осторожны, предлагая возможности, а не навязывая правила. Руководствуйтесь их интересом и способностями. Когда ребенок доволен своими усилиями, похвалите его. Если ребенок чувствует, что рисунок неудачен, обсудите, что и почему не получилось, и найдите несколько положительных моментов, которые можно похвалить, и чему поучиться.

Что можно обсудить с детьми, когда рисуете (в зависимости от возраста):

  • Как ты относишься к своему рисунку?
  • Что тебе нравится в этом цвете?
  • Расскажи мне об этих формах.
  • Мне нравятся эти зигзагообразные/кружащиеся линии.
  • Тебе нравится использовать большую/маленькую кисть?
  • Эти цвета такие яркие/глубокие.
  • Эта картина интересна.
  • Твой рисунок напоминает мне о… Я видел подобное в галерее.
  • Какое большое внимание уделено деталям.
  • Ты хорошо понял предмет.
  • Это очень творческий подход.

Как научить ребенка правильно держать карандаш

Учителя знают, что половина детей держат ручку неправильно, что снижает скорость записывания, портят почерк. Привычка держать ручку (карандаш) вырабатывается именно с первыми рисованиями, одновременно вы будете учить ребенка правильно писать и это умение останется потом на всю жизнь.

Есть забавное упражнение, которое помогает правильно взять карандаш: возьмите половину салфетки и попросите ребенка зажать ее безымянным пальчиком и мизинцем. Затем дайте ему ручку, чтобы он взял ее оставшимися тремя пальцами. Напоминайте, что салфетка должна быть все время зажата. Пока это происходит, ручка держится правильно. Не ленитесь довести это до автоматизма.

Поэтапное обучение ребенка рисованию

Пошаговые уроки помогут дошкольнику овладеть новым навыком. В силу возраста ему еще сложно представить детальный план рисования. Например, цыпленка легко изобразить поэтапно:

  1. В центре листа рисуется круг коричневым карандашом.
  2. Сверху объекта дорисовывают окружность чуть поменьше.
  3. В маленьком круге делают две черных точки.
  4. Между ними рисуют клюв красным карандашом в виде пятиугольника.
  5. Снизу большого круга добавляют лапки коричневого цвета.
  6. Туловище и голову закрашивают желтым карандашом.

Обратите внимание! Примерным образом можно разложить любой объект. Важно научить ребенка видеть предмет как сочетание нескольких геометрических фигур. Постепенно он сможет это сделать без использования подсказок.

Как и когда прививать любовь читать детям, способы заинтересовать

Использование карандашей

Лучше выбирать шестигранные цветные карандаши. Их легко держать в руке и проще сделать пальцевой захват. Для начала достаточно набора из 12 цветов — его хватит для того чтобы сделать простой рисунок и настоящий шедевр. Взрослый показывает, как использовать карандаши. Сочетать цвета, менять нажим и способ удержания в руке. Научиться рисовать можно через раскраски. С их помощью ребенок привыкнет не выходит за границы и делать мелкие детали.

Применение красок

Нельзя однозначно сказать с чего нужно начинать учиться рисовать. У каждого индивидуального пути обучения. Пальчиковые краски можно использовать с годовалого возраста. Ими можно мазать руки и делать необычные рисунки. В более старшем возрасте лучше брать гуашь или акварель. С ее помощью получится нарисовать что угодно. Детей учат правильно применять краски. Сначала подготавливают рабочее место, наливают воду в стакан и берут кисточки.

Важно! На уроке педагог объясняет, что краски слегка смачивают и только потом используют.

Процесс ничем не отличается от использования карандашей. Поэтапно изображаются геометрические фигуры. Рисунок улитки легко сделать:

  1. Сначала делают большой желтый круг.
  2. Под объектом коричным изображают вытянутую петлю.
  3. У правой части петли рисуют ниточки-глазки.
  4. Желтую окружность украшают спиральным узором.

Повторение каждого шага позволит улучшить навык. Постепенно цели усложняют. Чем мельче и четче рисунок, тем лучше развиваются высшие психические функции ребенка.

Выбираем карандаши и фломастеры

Выбор инструментария сейчас очень большой, он отличается формой, длиной, толщиной, цветами. Как не запутаться в этом во всем и сделать правильный выбор.

Карандаши

  • Детям до 3 лет нужно покупать трехгранные карандаши. Они хорошо держатся, ручка не скользит, они не скатываются, если ребенок выронил. С ними малыш научится правильно держать пальчики, не в кулачке, а «щепоткой». Такой же удачный вариант – шестигранные карандаши.
  • Не стоит покупать карандаши с круглым корпусом. Для маленьких детей нужно покупать толстые карандаши где-то 1 см в диаметре, дети нажимают на карандаш и он часто ломается. Но с большим диаметром покупать не надо – маленькие ручки не обхватят.
  • Карандаши должны быть мягкие, чтобы детки могли легко с ними управляться, не прилагая усилий, чтобы увидеть цвет. Импортные карандаши маркируются так: самый мягкий – В, самый твердый – Н. В нашей стране буквы обозначения привычные нам с детства – Т и М.

Карандаши бывают:

  • Акварельные. Объединяют свойства цветного карандаша и акварели, если провести мокрой кистью по предварительно сделанному рисунку, он превратится в акварель. Дети любят такие карандашики, но стоят они дорого.
  • Восковые. Изготовлены из натурального воска с пищевыми красителями. У них яркий насыщенный цвет. Точить их так легко, что можно научить этому малыша. Восковые карандаши мягкие и рисуют даже при суперлегком нажиме. В раскрасках ими пользоваться удобнее. Кроме того, они рисуют на любой фактуре бумаги, кроме глянцевой. Если что-то нужно исправить, стираются они ластиком. Недостаток – мелкие детали и тонкие линии ими не нарисуешь.
  • Пластиковые. Он твердые, требуют нажима, картинки получаются бледные. Плюсы – они медленно стачиваются, позволяют сделать тонкий штрих, у них граненая форма, удобно держатся и не скатываются со стола.

Фломастеры

Конечно же, дети их больше любят. Рисунки ими яркие, делаются без всяких усилий, точить их не надо. Но обязательно прочитайте инструкцию. Наверняка вы там увидите, что использовать их можно только с трех лет. Детям нужно покупать фломастеры с крупными и вентилируемыми колпачками, система вентиляции должна соответствовать международному стандарту BS 7272/90, поскольку если вдруг колпачок окажется у ребенка во рту и будет проглочен, он не задохнется, но скорую нужно тут же вызывать.

В конструкции фломастера заглушка должна быть плотно приварена к корпусу, чтобы малыш не разобрал и не проглотил. Чернила тоже должны быть безопасными, сделанными не на спирту, а на водной основе и с пищевыми, а не другими красителями. Тем не менее, даже если вы купите супер-пупер фломастеры, рисовать ими можно только вместе с вами.

Существуют водорастворимые фломастеры, чтобы можно было смыть с ребенка следы рисования.

Чем руководствоваться при выборе

Стержень фломастера. От 1 года надо выбирать водорастворимые фломастеры с толстым стержнем. Лучше всего фломастеры со знаком СЕ. Такими фломастерами интересно делать раскраски для малышей, которые не содержат мелких деталей. Но если вы увидите, что малыш ответственно подходит к рисованию, ничего не грызет, относится уважительно к фломастерам и любит разрисовывать мелкие детали, то покупайте и с тонким стержнем

Штампы. Это фломастеры для развлечения. Снимая колпачок с толстого фломастера вы видите маленькую печать с интересной фигуркой – бабочкой, смайликом, бантиком, рыбкой, цветочком. Это тоже творчество – украсить свой рисунок такими деталями. Но раньше 4 лет малыш не сможет пользоваться такой печатью, для этого нужна определенная сила.

Для доски. Детские мольберты – неплохая штука, чтобы нарисовать и стереть тряпочкой. Для некоторых мольбертов продаются специальные фломастеры, но чаще для них подходят водорастворимые.

Сколько брать цветов. Для самых маленьких достаточно семицветного набора плюс черный. Иногда дети больше используют тот или иной цвет, скоро вы увидите, какие цвета быстро изнашиваются и будете докупать небольшие наборы для замены. Для маленьких детей большие наборы не подходят, они им не нужны, их внимание пока рассеяно, они теряются перед огромными палитрами, они скорее потратят свое время на их рассматривание, доставая каждый.

Покупая детские канцтовары, особо внимательно нужно отнестись к проверенности и сертифицированности марок.

Этапы развития навыков рисования детей: должны ли мы вмешиваться?

Как нужно подходить к обучению рисованию детей? Это зависит от того, на какой стадии развития они находятся, и, конечно же, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

  • До 5 лет — формируется первый визуальный язык. Из книжек с картинками малыши узнают, что фигуры имеют названия и представляют объекты. Они начинают маркировать знакомые фигуры, найденные в их каракулях, а затем начинают использовать простые фигуры для создания простых объектов, особенно лица.
  • С 5 до 10 лет визуальная система расширяется. Когда дети становятся старше, они добавляют детали к своим рисункам, делают их более сложными. Лица прикрепляются к телам, и они находят способы представить больше объектов. Примерно в возрасте 5 лет, в зависимости от ребенка, появляется ощущение закономерности, когда дома, деревья и семьи рассказывают знакомые истории. Внутренняя библиотеки символов ребенка в этот момент достаточно.
  • С 10 летобнаружение ограничений. Проблемы начинаются примерно в 10 лет, когда реальность и внешний вид становятся важными. Ракета, красивое платье или лошадь выглядят неправильно — символический язык больше не работает. Некоторые дети становятся одержимыми рисованием мелких деталей на этом этапе. Некоторые будут делать много попыток, чтобы нарисовать это правильно, и большинство с отвращением сдастся.

Рисунки отражают опыт ребенка, который он получил в этом мире. Мы должны быть осторожны, чтобы не нарушить его представления, заменив их своими.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]