«Спокойствие, только спокойствие», или почему нельзя кричать на ребёнка

Если вы вдруг потеряли самообладание и накричали на ребенка, вы вероятно, почувствовали раскаяние после этого. Возможно, даже подумали, что побудило вас поступить так.

Скорее всего, у вас было много забот. Возможно, были расстроены или подавлены. Хотя вы можете понять, что именно вас взбесило, это не меняет психологического воздействия на ребенка, на которого кричали. Когда крики на ребенка стали просто дурной привычкой, как вы можете перестать кричать на вашего ребенка?

Многие дети быстро успокаиваются, когда на них кричат, но их глубинные чувства обиды и печали остаются. Обиженные чувства после того, как на них кричат, могут длиться недолго, а могут и дольше. Для некоторых детей последствия того, что на них кричат, могут длиться всю жизнь. Дети не всегда говорят о том, как им больно, поэтому вы можете даже не осознавать причиненную вами боль.

Имея лучшее понимание краткосрочных и долгосрочных психологических последствий крика на ребенка, вы даете себе возможность изменить свое общение и взаимодействие с детьми таким образом, чтобы вознаградить вас обоих. Обычно родители используют те же методы воспитания, что и их родители. Сегодня исследования направляют наше понимание того, как строить и поддерживать лучшие отношения. Если вы решили перестать кричать на своих детей и у вас возникли проблемы с нарушением шаблона, вы можете обратиться за помощью к лицензированному специалисту.

– Наталия, расскажите немного о своей работе.

– Я окончила Курский государственный университет по специальности «Психология» в 2014 году. Также окончила аспирантуру, работала в школе педагогом-психологом три года. На данный момент в декрете. Теперь психология, которая была в книжках, у меня полностью в семье, на практике. Ещё я учусь в Московском гештальт-институте, оканчиваю третью ступень ведущей группы. Провожу личную терапию, и с московской коллегой у нас терапевтическая онлайн-группа «Дочки-Матери». Мы работаем с девушками в приятной атмосфере, отрабатываем отношения с мамой в разных переживаниях.
Почему я рассказала про гештальт-подход? Там мне нравится отношение к агрессии, злости, в принципе. Есть чудесное описание в книге Фредерика Перлза «Эго, голод и агрессия». Если кратко, то в ней говорится следующее.

Агрессия
– это то, что нам присуще, движущая сила. Если я чего-то хочу, то чтобы это получить, мне нужно проявить агрессию. Я возбуждаюсь энергетически, и чтобы элементарно утолить голод, мне нужно выполнить какое-то действие. Грубо говоря, мамонта убить, заработать денежку, сходить в магазин, приготовить ужин, пожевать, насытиться. Это тоже агрессивный момент. А в нашей культуре с этой эмоцией не так легко.

«Не кричи», «Не ругайся», «Не плачь» – все эти истории про то, что со злостью обходиться сложно. Это непростое переживание, чаще всего, оно блокируется. По своему опыту могу сказать: когда мы сталкиваемся с тем, что ребёнок не соглашается с чем-то или ведёт себя не в рамках наших ожиданий, то мы первым делом злимся и раздражаемся. И как эту эмоцию грамотно распределить – большая история.

– Не выучил уроки и получил двойку.

– Вы же знаете, что это плохо. То есть уроки учить нужно, надо это контролировать, и Ваша попытка контроля – естественна. Она вызывает сначала злость, а потом волну совести. Но если определять, что норма, а что нет, то, по моему мнению, ненормально делать вид, что всё хорошо. В психологии есть такое понятие, как «тревожный ребёнок» и «тревожный родитель». Разберём первое. Откуда у ребёнка возникает тревога? Когда у него нет чётких границ, что можно, что нельзя, что хорошее, что плохое. У него есть понятие «только плохое» и «только хорошее», и этого достаточно. Если родитель не даёт границ, то ребёнок начинает тревожиться.
Таких детей сразу видно в саду или школе. Они не могут спокойно сидеть за партой, слушать старшего, потому что им всё дозволено. У таких ребят просто нет понимания, почему что-то нельзя. Потом им будет очень тяжело в саду, школе, в университете. Они привыкают, что им всё можно, а общество достаточно жёсткое, есть свои правила, и хорошо бы эти правила как-то знать и соблюдать. Если не мама, то будет злиться кто-то другой.



Замечать в себе злость, агрессию, которую хочется контролировать с целью обезопасить ребёнка, – это нормальное поведение. Сказать: «Я тебя контролирую не потому, что ты плохой или я плохая, а потому, что это опасно». Ещё такая мысль проскочила: почему мы не любим учителей? Потому что они учат, и они же заставляют нас, а мы люди свободные. Нам в свободе хорошо, нас должны все уважать. Но, простите, для того, чтобы быть свободным, нужно что-то делать: учиться, работать, прикладывать усилия. К сожалению, учителям приходится так воздействовать, поэтому их и боятся, и любят, и уважают одновременно.Подытожу,. Нужно для себя понять одну вещь: если что-то в моей жизни происходит не так, то злиться нормально. У этой эмоции есть некая градация. Сначала это раздражение, злость, потом гнев. И если не замечать своего раздражения, то оно перетекает в гнев. Аглая Датешидзе – одна из самых популярных на сегодня психологов – пишет: «Хорошо бы научиться замечать своё маленькое «нет» и говорить про него». То есть не тогда, когда уже невыносимо, а говорить сразу, что так нельзя.Мама думает: «Я же ребёнка люблю, как же я ему не куплю конфет?» Предупредить заранее. Например, вы можете сказать: «Если ты сейчас не будешь делать уроки, то я начну раздражаться». Есть полезная фраза: «Не я на тебя злюсь, что ты неправильно что-то делаешь, а если ты делаешь вот так, то я на тебя буду злиться» или «Я на тебя буду злиться в этой ситуации». То есть объяснить причину и последствия. Не говорить: вот у соседки сын хороший, а ты у меня такой-сякой. Нет. «Я злюсь, когда ты делаешь вот так».
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!

Воздействие крика на ребенка с кожным вектором

Ребенок с кожным вектором, наоборот, очень подвижный, юркий. Новизна, перемены для него желанны, он стремится к занятиям спортом, активным играм. Его психика легко адаптируется к любым условиям.

Ценностями кожного вектора являются успех, статус в обществе, материальное и имущественное превосходство. На ребенка с таким устройством психики нельзя кричать потому, что когда родители кричат на кожного ребенка, при этом оскорбляя и унижая его, говоря, что из него никогда ничего не выйдет, он чувствует сильнейшее страдание. Потому что это удар по его ценностям. Это вызывает внутреннюю боль. Он всем сердцем стремится к успеху и превосходству, а получает унижения, оскорбления.

Когда на ребенка кричат часто, его психика адаптируется к таким условиям. Чтобы уменьшить это страдание, ребенок бессознательно переучивается получать удовольствие не от нежности, ласки и успеха, а от боли и унижения. Эндорфины — гормоны счастья, вместо того, чтобы вырабатываться от успеха, первенства, начинают образовываться для того, чтобы погасить страдание.

Ребенок быстро привыкает к этому, и позже уже сам начинает провоцировать родителей на крик и унижения, чтобы получить свою дозу удовольствия. В дальнейшем это приводит к комплексу неудачника по жизни. Сознательно человек может стремиться к успеху, но будет делать все, чтобы потерпеть неудачу, потому что только от нее бессознательно может получать удовольствие.

А если при помощи крика ребенку с кожным вектором запрещать все и вся без объяснения причин своего запрета, он со временем просто перестает воспринимать любые запреты. Это ведет к разгильдяйству, неспособности организовать себя и, в будущем, других. Не станет лидером и организатором, хотя в потенциале обладает таким талантом. Ведь дисциплина, которая способствует развитию кожного вектора, всегда предполагает объяснение, почему «это — нельзя», и какую выгоду он получит за ограничение себя.

«… Вечер. Мама и сын делают уроки. Но что-то неуловимо изменилось. Мы также делаем часами то, что можно сделать за 15 минут. Ребенок также вертится на стуле как юла. У него также в одно ухо влетает, в другое вылетает)). Рот у него не закрывается. Надо поговорить обо всем. А ты сидишь рядом и ловишь себя на мысли, что только всего каких-то несколько недель назад мы бы оба страдали. Сын — от испуга, от того, что мама его не любит, а мама — от чувства вины за свой крик, за свой гнев.

Всего каких-то несколько лекций и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу и не хочется. Я хотела изменений в своей жизни, изменений в отношениях с сыном, особенно с сыном… И это я получила от прохождения тренинга по СВП. И получила намного больше, чем хотела…»

Жанна Б., бухгалтер, Абакан

«… Я стараюсь направить жизнь Егора в русло организованности и умения заполнять и распределять свое время. Иногда это получается. Иногда — нет. Но когда получается, он сам отмечает, насколько это легче — когда нет разорванности во времени, когда день складывается удачно, по его словам…»

Гульнара Г., психолог, Нижневартовск

О воздействии крика на детей с другими векторами читайте во второй части.

Авторы Александр Чернов, Виктория Семибратская

Корректор Мария Климнюк

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

– Могут ли родители, поменяв свои методы воспитания, изменить поведение ребёнка?

– Если они заинтересованы, готовы меняться, то да. У психологов есть такая история, когда мы работаем с семьями, то говорим, что ребёнок – это «симптом». Если в семье ярко выражена агрессия, есть какие-то трудности, то нестандартное поведение дочки или сына – сигнал. Родители не могут справиться с этим, а отражается всё на ребёнке, потому что он самый чувствительный, и у него меньше всего опыта. Он реагирует как может, приспосабливается.
Например, приходит семья и говорит: «Ребёнок меня не слушает, спорит со мной и огрызается». Начинаю общаться с мамой и понимаю, что не согласиться с ней ребёнок не имеет права. В таком случае он делает всё точно так же, но с той разницей, чтобы слушали только его. Мама, к сожалению, не понимала, что сама демонстрирует агрессивное поведение. Она считала, что в её случае это воспитание.Многое зависит от возраста. Ко мне часто обращаются молодые девчонки от 17 до 22 лет. Они уже осознанно ко всему подходят, могут сами оплачивать свою терапию и готовы меняться. В этом возрасте молодой человек может отделиться от родителей, а в раннем – это, конечно, вклад взрослых в семью.

Научитесь выражать негативные эмоции без агрессии

Если вы чувствуете, что начинаете злиться, не следует пытаться подавить в себе это чувство. Попробуйте выразить раздражение, не повышая голоса. Например, скажите своему чаду: «Меня расстроило то, что ты сказал». Это будет куда правильней привычного: «Ты плохо поступил». Говорите о своих чувствах, не обижая ребенка высказываниями. Вместо злого крика на дитя, громко запойте песню, тогда ваши эмоции сразу улягутся. Если сдержаться не получилось, объясните это малышу. Скажите, что чувствуете свою вину и были неправы.


Умение просить прощения у своего дитя — верный способ сохранить доверительные взаимоотношения в семье

Как правило, родители сами понимают, что крик и применение физической силы не является выходом, но с эмоциями удается совладать не всегда. Наказывать свое чадо иногда необходимо, но так, чтобы малыш не был унижен. Никогда не повышайте голос и не применяйте физического наказания для своего ребенка.

Еще полезная информация по теме в видео:

– В таком случае только с мамой работают или с ребёнком?

– Есть разные стратегии работы. Бывает так, что мама приходит с ребёнком, и у меня на занятии они взаимодействуют. Или отдельно мама на терапии прорабатывает свою злость, стыд или какую-то вспыльчивость, и отдельно приводят ребёнка. В зависимости от проблематики. Хотя ко мне часто обращаются мамы со словами: «Я понимаю, что в моей голове что-то не так. Помогите, я слишком сильно кричу на ребёнка». Мама замечает свою эмоциональную реакцию, осознаёт наличие проблемы и идёт к психологу. Это хороший способ. Мама с собой как-то поработала, научилась обращаться с переживаниями, и это уже влияет на семью. Бывает, пара приходит с ребёнком. Разбираешь их конфликт, понимаешь, что менять. Но иногда взрослые оказываются не готовы.

Как избавиться от привычки кричать на ребёнка

  1. Признать, что она у вас есть. Проанализируйте в течение недели, сколько раз вы срывались по поводу и без повода. Говорят ли вам друзья и близкие о том, что вы кричите, обращают ли на вас внимание незнакомые люди. Нужно это признать и сказать: «Я кричу слишком часто, и это факт». Если человек это отрицает и пытается себя оправдать, то он не готов бороться с этой привычкой.
  2. Убедиться, что всё в порядке с нервной системой. Темп жизни и постоянные стрессы делают нервную систему человека уязвимой. Иногда постоянный крик является следствием депрессий, невротических расстройств, синдрома хронической усталости. Если вы подозреваете, что ситуация выходит из-под контроля, и вы выходите из себя, например, из-за неправильно отодвинутого стула, стоит посетить психотерапевта.
  3. Перед тем как закричать, сосчитайте до пяти (возьмите себе за правило) — и реакция, первые слова будут не такими быстрыми и громкими. Аналогично действует и другой приём: перед тем как крикнуть, сделайте глубокий вдох и медленный выдох.
  4. Представьте себя со стороны, как вы смотритесь в глазах людей, не знающих причину ваших криков. Возможно, это вас остановит.
  5. Если чувствуете, что можете взорваться, предупредите честно ребёнка: «Я больше не могу сдерживаться». Это срабатывает не часто, но изредка такой приём применять можно.
  6. Признайте, что крик — не сила, а ваша слабость, эта мысль тоже может сдержать и заставить пересмотреть своё поведение».

В ТЕМУ: Она кричит: «Ешь, скотина!», а он плачет. Что творится в квартирах Слуцка

– Есть ли какие-то способы, которые могут помочь маме сдержаться и не сорваться на ребёнка?

– Меня очень выручает знание возрастной периодизации. Открываем классику психологии – «Возрастная психология» (Лисина М.И.). Смотрим, что малыш умеет, как себя ведёт, как работает его мозг в том или ином возрасте, как развивается ребёнок. Сейчас много информации в сети. Важно знать своего ребёнка с психологической точки зрения.
Второй способ не сорваться – это осознание своей злости. Процесс непростой, но важно разрешить себе такую эмоцию. Например, психосоматика в этом плане ярко проявляется, когда из-за невозможности выражать какие-то эмоции, тело реагирует и болеет. При блокировке злости, чаще всего, срабатывает именно психосоматика: это боли в сердце, одышка, диабет. Можно сходить к психологу. Конечно, это не звучит, как лайфхак. Это длинный путь, и по щелчку сложно всё изменить. Я бы порекомендовала ещё почитать книгу «Эго, голод и агрессия». Она сложная, научная, но для понимания идеи, что злость – главный источник жизни – хорошая.Если говорить про более лёгкий путь, то это замечать своё раздражение, не доводя его до злости. Свои эмоции взрослый должен научиться контролировать. Если где-то пропустили раздражение, то нужно к нему вернуться и понять, что не так. Предупредить, как я уже говорила: «Если ты не помоешь руки, то я буду сердиться». Это важно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]