Пропажа детей
В понедельник, 17 мая, стало известно о пропаже шестилетнего мальчика в Нижнем Новгороде. Он вышел из дома около 10:00 и не вернулся. Родственники ребенка обратились за помощью в полицию. К поискам мальчика подключились около 300 сотрудников полиции, СК, волонтеров и местных жителей. Ребенка нашли живым после полуночи.
Пресс-служба регионального управления Росгвардии рассказала, что впервые мальчика увидели в продуктовом магазине около его дома в районе 11:00. После этого ребенка заметили на камерах видеонаблюдения в компании неизвестного мужчины. Разослали ориентировки, и уже во вторник, в 00:40, на улице Свободы в Сормовском районе был задержан мужчина, подходящий под описание, вместе с мальчиком. Ребенок был напуган, не мог нормально разговаривать и сильно плакал.
«Он был в истерике и просился к маме. Сотрудники Росгвардии успокоили ребенка, пообещали вскоре отвезти домой и вызвали на место происшествия следственно-оперативную группу», — рассказали в ведомстве.
При первичном осмотре у ребенка не обнаружили видимых телесных повреждений. Сейчас следствие выясняет все подробности произошедшего, а также подвергался ли мальчик каким-либо противоправным деяниями. Будут проведены судебно-медицинские экспертизы.
По предварительным данным, мальчик весь день гулял по Нижнему Новгороду вместе с мужчиной, попавшим на камеры видеонаблюдения. Задержанный ранее был судим, а сейчас «ведет бродяжнический образ жизни», уточнили в региональном управлении СК. На допросе он заявил, что познакомился с мальчиком на детской площадке. Тот захотел погулять с его собакой, поэтому на следующий день они опять встретились на площадке.
Это не первый подобный случай. В конце апреля мужчина похитил восьмилетнего мальчика в Красноярке. Ребенок ушел из дома около 15:00 и не вернулся. Его искали на протяжении ночи и в течение первой половины следующего дня. В поисках участвовали полицейские и волонтеры, а также использовались катер и квадрокоптер. Днем мальчика нашли вместе с мужчиной, похитившим его.
По версии следствия, мужчина обманул ребенка и заманил к себе, предложив заработать денег расклейкой объявлений. Мальчик последовал за незнакомцем и оказался в заброшенном доме в центре города, где и находился до момента обнаружения. Подозреваемый признал свою вину. Суд арестовал его на два месяца.
Страх перед чужими детьми
Возможно, ребёнок с радостью собирается на улицу, берёт с собой любимые игрушки. Но, когда приближается к детской площадке, видит незнакомых детей, отказывается идти дальше. Чем же обусловлен такой страх:
- Ребёнок не знает, как себя вести с новыми детками.
- Карапуза смущает, как он будет играться своими игрушками в присутствии других деток.
- Малыш не знает, как завести разговор.
- Ребёнок волнуется, что у него заберут его игрушки.
- Он может не знать, что делать можно, а что нельзя в таком новом окружении.
Родителям необходимо подготовить карапузу к общению с незнакомыми детками. Вы ежедневно должны прокручивать ситуации, рассказывать ребёнку, как себя вести в песочнице и как можно поделиться с другим мальчиком машинкой или они просто смогут дружить. Так крохе не так страшно будет идти в новую компанию. А ведь с трёх лет деткам очень важно общение со сверстниками.
Пойти за незнакомцем
Психолог Андрей Зберовский объяснил, что обычно дети с детства имеют дело только с теми взрослыми, которые хорошо к ним относятся: мама, папа, дядя, тетя и так далее. Где-то до 10 лет ребенок, как правило, относится к взрослым с очень высокой степенью доверия. Он не имеет личного негативного опыта взаимодействия с ними. Именно поэтому он доверяет даже незнакомым взрослым и готов уйти с кем угодно, послушаться кого угодно. Даже если взрослые говорили ему делать обратное.
«У ребенка нет жизненного опыта. Он предполагает, что если дядя плохой, то он должен выглядеть соответствующим образом: ходить с гримасой на лице, топором в руках и так далее. В реальной жизни, конечно, этого не происходит. Взрослый, представляющий опасность для ребенка, как правило, выглядит обычным образом. Он не подает угрожающих признаков», — отметил Зберовский.
Психолог Екатерина Трофимова добавила, что зачастую проблема не в том, что дети не знают правила. Обычно ребенку стыдно отказать незнакомцу. Он боится его обидеть, потому что приучен думать в первую очередь о других. Ребенок не умеет отстаивать свои интересы, не перечит взрослым, жалеет всех.
Еще одна причина — дефицит внимания в семье. Тогда любой интерес к себе ребенок воспринимает с радостью. Он также может быть слишком доверчив, иметь большое количество страхов, быть стеснительным или слишком вежливым. Либо ребенок мало одобряем в семье, нуждается в похвале и покупается на лесть.
Проявление боязни чужих людей
Каждый ребёнок — индивидуальная личность, поэтому и этапы развития малыши проходят по-разному. Ближе к году, месяцев с 7–8 у детей происходит большой скачок в психоэмоциональном плане. Именно в этом возрасте у ребёнка появляется настороженность к другим людям, помимо мамы и тех, кого он видит регулярно. Психологи объясняют, что ребёнок очень зависим от родителей, особенно от мамы. Он знает её голос, как она выглядит, умеет различить по запаху. Далее в списке родных людей стоит папа.
Некоторые пары жалуются, что дети не воспринимают отца и не хотят идти на руки. Это связано с тем, что кроха не часто видит второго родителя. Например, мужчина много работает и не может уделить достаточно внимания ребёнку. А малыши очень быстро забывают не только события, но и лица. Именно поэтому младенец может настороженно относиться к папе. Стоит некоторое время чаще проводить с крохой: купать его, гулять, менять подгузник, переодевать и малыш привыкнет и перестанет бояться.
Бабушек и дедушек, друзей семьи, крестных и других людей, которых ребёнок видит довольно часто, он не воспринимает как угрозу и спокойно относится к их присутствию. Но стоит сделать перерыв — он забудет их и в следующую встречу может отказаться идти на контакт.
Медики объясняют родителям, что страх к чужим людям — самый первый, который испытывают младенцы. У каждого ребёнка он может проявляться в разном возрасте, но начинать опасаться других взрослых дети начинают с семи — одиннадцати месяцев. Такая ситуация может продолжаться до двухлетнего возраста.
Таблица: причины появления страха в разном возрасте
Возраст ребёнка | Почему малыш начинает бояться |
7 месяцев — 2 года | Страх обусловлен тем, что малыш боится потерять маму. В этом возрасте только с ней он чувствует себя в безопасности. Сейчас младенец воспринимает мать не только как источник получения пищи, но и как защиту, успокоение, комфорт. Как только женщины долго нет рядом, ребёнок может не просто плакать, но и истерить, ведь он не понимает, что мама скоро вернётся. Объяснения в этом возрасте не помогут, действенным может быть только мамино присутствие. Поэтому ребёнок воспринимает любого взрослого, которого не знает и не видел ранее как потенциальную угрозу. В подсознании крохи чужой мужчина или женщина может забрать его у матери, или самого родного человека у малыша. По мере взросления дети перерастают этот страх и начинается этап социализации. |
2 — 4 года | Если до двух лет боязнь чужих людей медики считают нормой, то проявление страха старше этого возраста — уже проблемой, которую необходимо решать. Малыши могут относиться с настороженностью к посторонним, но не должны закатывать истерики при виде незнакомца. Если у ребёнка вызывает ужас один вид взрослого человека — это повод обратиться к неврологу и психологу. Медики объясняют, что страх может сохраняться на подсознательном уровне, например, в раннем детстве были случаи, когда кто-то сильно обидел ребёнка или причинил ему физический вред. Поэтому подсознание на интуитивном уровне старается защититься от пережитых негативных эмоций. Если родители вовремя не будут помогать малышу справиться с этой ситуацией, она может перерасти в фобию и вызывать определённые сложности во взрослой жизни. |
старше 4 лет | Ребёнок старше четырёх лет — уже сформировавшаяся личность с развитой способностью анализировать и делать определённые выводы. Поэтому дети не должны истерить и плакать при виде чужого человека. Они могут не захотеть общаться с незнакомцем, но ведут себя адекватно в любой ситуации. Если малыш панически боится людей в этом возрасте, это может быть связано с психологическими травмами в прошлом или настоящем. Часто причиной является физическое насилие, тогда срабатывает инстинкт самосохранения и мальчик или девочка проявляют страх ко всем людям, которые теоретически могут причинить им вред. В данной ситуации помочь может только психолог или психиатр. |
По мнению специалистов, дети чаще боятся мужчин, ведь женщины напоминают им маму. Особенно пугают крох мужчины с бородой и усами, они выглядят более устрашающе. Некоторые малыши некомфортно себя чувствуют в местах большого скопления людей: у них начинается паника и истерика. Это связано с тем, что дети инстинктивно чувствуют опасность, например, что люди заберут их от мамы.
Отдельным пунктом психологи выделяют боязнь врачей. Этот страх нередко остаётся и у взрослых людей, например, паника во время визитов к стоматологу. Такие чувства у ребёнка возникают из-за того, что он опасается возможной боли, которую может почувствовать во время проведения процедуры.
Чтобы избежать истерик в кабинете врача, родители должны подготовить кроху к приёму: терпеливо объяснять процесс проведения процедуры или осмотра и не кричать на ребёнка
Крючок негодяев
По словам Трофимовой, именно этими крючками пользуются злоумышленники, чтобы наладить контакт с ребенком и заманить его в ловушку. Незнакомцы добры и улыбчивы, обращаются к детскому желанию защищать и помогать, поэтому или просят о помощи (пропал котенок, кому-то плохо), или давят на детскую беспомощность и невозможность себе что-то купить, предлагая подарок бесплатно (например, раздача конфет, тех же щенят и котят, предложение покататься на машине или что-то еще в этом духе).
Вопреки экранному образу негодяя, ужасному на вид, реальные злодеи прекрасно выглядят, мило общаются и создают впечатление хороших людей. Это отдельная тема, которую нужно обсудить с ребенком
Екатерина Трофимовапсихолог.
Как рассказал Зберовский, злоумышленник может подобраться к ребенку, когда он дезориентирован и не совсем понимает, где находится и что происходит. Тогда он включает в себе напускную доброжелательность, спрашивает, где находятся родители, и предлагает помощь. Таким образом он располагает ребенка к себе.
Еще один способ — это манипуляции на «взрослости». Преступник говорит: «О, ты совсем взрослый! Ты, наверное, уже можешь сам ездить по городу, много чего посетить и потом рассказать об этом родителям». У ребенка появляется ощущение, что он может поднять свой авторитет.
Трофимова отметила, что на крючок негодяев легче попадают послушные и вежливые дети. Непоседливые грубияны защищены больше. А значит, необходимо учить своего ребенка не только доброте, но и навыкам самообороны на психологическом и физическом уровнях.
Не слишком ли зависим ребенок?
«Наш 8-месячный малыш начинает плакать каждый раз, как только я кладу его в кроватку и ухожу в другую комнату. Мне кажется, что я вообще не могу отойти, чтобы не расстроить его. Мы очень близки, но не делаю ли я его слишком зависимым от меня?»
Нет! Вы делаете его лишь лучше защищенным, а вовсе не зависимым. Ваш малыш переживает страх одиночества. Это совершенно нормальное поведение и вовсе не вызвано тем, что вы сделали малыша чересчур зависимым от себя. Наблюдая за 8-месячным Мэтью, занятым игрой, мы, как нам кажется, смогли объяснить, откуда берется страх одиночества и почему это совершенно здоровое явление. Пока Мэтью ползал по комнате, он поминутно оглядывался, наблюдаем ли мы за ним. Видя, что мы выходим из комнаты или не обращаем на него внимания, он начинает расстраиваться. Будучи опытными наблюдателями, мы уже знали, что малыши ничего не делают без серьезных на то оснований. Нам показалось интересным, что страх одиночества достигает своего пика как раз в то время, когда ребенок начинает активно двигаться. Может, это своеобразная подстраховка? Ведь в этот момент двигательные возможности ребенка позволяют ему уползти далеко от родителей, а умственные способности развиты еще недостаточно, чтобы такой побег был безопасным. Тело малыша говорит «да», а его разум — «нет». Другими словами, страх одиночества как бы удерживает малыша.
Чему учить ребенка?
Ребенка нужно приучить к тому, что с незнакомцами нельзя разговаривать. Незнакомцы — это люди, которые не были представлены родителями. Необходимо объяснить, что на все вопросы и просьбы надо отвечать «нет» или «только вместе с мамой». Отказываться от любых подарков из чужих рук. Также важно, чтобы ребенок помнил, что никто не имеет права его трогать.
«Помогать другим детям, котятам и умирающим — только вместе с мамой или с полицией и скорой помощью. Даже если незнакомец говорит, что нужна помощь маме или папе, — решительное „нет“. Надо также, чтобы ребенок выучил номера телефонов родителей и спасательных служб», — подчеркнула Трофимова.
С ребенком нужно обсудить, что, как только рядом появляется человек, вызывающий подозрения или даже долю сомнений в намерениях, нужно сразу звонить родителям. Именно поэтому нужно всегда иметь при себе заряженный телефон, не задерживаться допоздна и постоянно быть на связи. Стоит также установить на телефон приложение, отслеживающее местоположение.
Нужно приучить ребенка к тому, чтобы он никуда не уходил с условленного вместе с родителями места. Если заблудился, то стоять на месте. Необходимо, чтобы ребенок также знал свои ФИО и адрес. Если незнакомец подошел в магазине, то ребенку нужно обратиться за помощью к продавцу, полицейскому или охране.
«Важно объяснить ребенку, что обычным хорошим и добрым людям незачем звать ребенка куда-то. На это нет причин. Они все могут сделать сами, либо они попросят помощи у других взрослых людей», — добавила Трофимова.
Ребенок должен помнить, что люди с плохими намерениями пугливы и боятся шума в общественных местах. Если взрослый не отстает, то необходимо поднять шум. Это сразу отпугнет трусливого негодяя.
Зберовский подчеркнул: в идеале ребенка стоит приучить к тому, чтобы он вообще не шел на контакт с незнакомцами. Как только ребенок начнет разговаривать, у взрослого появится шанс его переговорить и переубедить.
«Нужно объяснить ему, что, когда незнакомец к нему обращается, нужно ускорить шаг, начать убегать. Не нужно стесняться убегать. Не нужно бояться бросать свой самокат или велосипед в случае чего. Нужно, чтобы ребенок не стеснялся обращаться за помощью и бежал в общественные места», — сказал психолог.
Вглядись в явление – и увидишь, что оно есть шелуха другого, глубже его лежащего. П. Флоренский
Сегодня, когда в нашем обществе растет количество людей, страдающих от психических расстройств, нам, взрослым, очень важно обратить внимание на то, как мы воспитываем подрастающее поколение. О том, что мы, начиная с 90-х годов, не совсем справляемся с этой важной задачей, говорят результаты нашего воспитания, которые мы наблюдаем. Уже подросло целое поколение психологически нездоровых людей. Это и наркомания, алкоголизм, зависимость от компьютера, инфантилизм и другие формы психопатологии. Сказанное подтверждает как практика, так и письма, которые я получаю со всего пространства бывшего СССР. Вот что пишет женщина-педагог после прочтения моих материалов на сайте Sarakul.com: «Очень актуальная статья! Я работаю в школе и с каждым годом все больше замечаю, как много наших детей пропадают в сетях интернета, в планшетах, телефонах… Как они заменяют реальные переживания, чувства, эмоции на виртуальные. Как переживают за каких-то мифических персонажей, а посочувствовать реальному человеку, своему сверстнику или родственнику, не могут. Уровень эмпатии у них очень низкий. А как они обижают друг друга в соц. сетях! А высказаться в глаза не могут, общаться не умеют. Особенно этой беде, как мне кажется, подвержены мальчики. Из всей массы выпускников среди девочек больше активных и целеустремленных, а среди мальчиков очень много инфантильных, залюбленных, незрелых ребят. Почему это так? Это последствия нашего женского воспитания?». Подтверждают это также результаты опроса населения Молдовы и Украины. Многие дети остались без присмотра, вследствие массового ухода родителей на работу в такие страны как Италия, Турция, Россия. Я думаю, что ещё не одно десятилетие нам нужно будет интенсивно работать, чтобы убрать психические проблемы этих поколений.
Для того чтобы вам было легче скорректировать существующие проблемы в плане воспитания своего ребёнка, я предлагаю сегодня поговорить о страхе. Страх – это эмоция, которая возникает в ситуациях, когда есть угроза нашему психосоматическому и социальному существованию. По З. Фрейду, страх служит инстинкту самосохранения и является сигналом внешней опасности. Другими словами, страх, как и другие неприятные переживания (гнев, обида и т. п.), не является вредным для ребёнка, помогает развиваться согласно закону эволюции, если не выходит за рамки нормы. Он помогает на всех стадиях развития регулировать деятельность и поведение ребёнка. Например, ребёнок боится врача, детей, чужих людей… Это — нормальная реакция на боль, из-за ревности, чувства опасности. Например, случай, когда ребёнок боится других детей — это сигнал, что вы имеете проблемы в общении с окружающим миром, не научили его, как взаимодействовать в отношениях с другими, не показали на личном примере, как выходить из конфликтных ситуаций. Если вы это понимаете, приходите, как я говорю, к осознанию бессознательной части проблемы, тогда страх ребёнка уходит, а вы, как родитель, становитесь мудрее.
В случае, когда родитель не способен заниматься собой в плане осознания и психологической самокоррекции, у ребёнка формируется устойчивый страх. Он закрепляется в бессознательном и начинает функционировать как отдельная сущность. При этом мы наблюдаем, как ребёнок, вместо того чтобы действовать, становится пассивным, неуверенным, возникают проблемы с чувствами. Стойкая фиксация и навязчивое проявление беспокойства, страха, тревоги в психике ребёнка говорят о том, что в семье что-то не так с психическим здоровьем. Чаще это — конфликты родителей, предразводная ситуация, отсутствие хороших отношений родителей с ребёнком и т. п. Страх ребёнка, его поведение — это зеркальное отражение того, что происходит на уровне бессознательного родителей и семьи в целом. Осознание этого вовремя помогает родителю повернуться к ребёнку, понимать его чувства, желания, фантазии, рисунки и сновидения.
Занимаясь осознанием происходящего в семье и с психикой ребёнка, родителю необходимо обратить внимание на те случаи, когда страх выходит за границы нормального стресса, то есть ребёнок не может нормально развиваться и функционировать. Он впадает в «эмоциональный паралич» или психосоматически болеет. Например, часто болеет ангиной. Если родитель сопротивляется осознанию, что у ребёнка психическая проблема (некогда, лечит ребёнка медикаментозно), то страх переходит в более стойкое состояние и охватывает всю сущность ребенка. Специалисты знают, что стойкий страх — это то психологическое состояние, с которым ребенок не может справиться, и оно вредно влияет на психологический климат семьи. Как правило — это усугубления невротического состояния, появление у ребёнка нежелательных эмоциональных проявлений и черт характера, рост тревоги родителей. Практика показывает: если страхи болезненно обострены, долгое время сохраняются, то это говорит о том, что родители не работают над своими проблемами, а психика ребёнка истощена.
Для того чтобы помочь ребёнку избавиться от страха, родителям необходимо пройти свой курс психотерапии, узнать, как влияет их бессознательное на бессознательное ребёнка. Например, какую функцию выполняет страх, как он возник и развивается, как и что он подсказывает через поведение и тело ребёнка. Известно, что часто сам родитель является носителем страха, который не разрешил до сих пор и транслирует на бессознательном уровне ребёнку. Я вспоминаю случай, когда мужчина пришел со страхом перед онкологией (канцерофобия). Во время сессии он много говорил о том, как его отец боялся смерти. Когда я его попросил спросить отца, как он родился, что вспоминает из детства, клиент на следующей сессии рассказал: «Отец вспомнил, что до него умерли двое его братьев в младенческом возрасте. Тогда был голод в стране…». Анализ и работа со страхом отца (который сформировался в его бессознательном вследствие смерти братьев) помогли моему клиенту исцелиться. Этот пример показывает, как причиной страха ребёнка может стать не только актуальное (здесь и сейчас) заражение со стороны близкого окружения страхом, но также страхи, передающиеся по роду на квантовом — бессознательном уровне. Страх передается, как программа защиты от угрозы, записанная на уровне бессознательного и ДНК. Зная об этом, мы в пространстве психотерапии можем себя перепрограммировать: «Времена изменились, нет смысла таким образом защищаться, как это было необходимо в прошлом» (род, внутриутробный период развития, младенчество, детство).
Итак, работа со страхами ребёнка, а также психосоматическими последствиями показывает, что нам необходимо как привлечь в терапию родителей, так и анализировать род (опыт передачи конфликтов и структуру их голограммы). В работе с самим ребёнком особое внимание в детском психоанализе мы обращаем на то, как функционирует Эго ребёнка, особенно, такие его функции, как базальное чувство «Я есть и достаточно хороший», мышление, объектные репрезентации. Во время терапии важно сделать акцент на его восприятие и отношения с реальностью, усиление и поддержку адаптивных механизмов защит, на вербализацию аффектов. Но при этом нужно помнить, что у родителей могут быть свои проблемы с психическим здоровьем, которые затрудняют терапевтическое сотрудничество. Хороший терапевтический альянс бывает только в тех случаях, когда родитель сам осознаёт себя, находится в гармонии со своими чувствами, касающимися каждой стадии развития в своём детстве. Родитель должен постоянно осознавать то, как он здесь и сейчас общается со своим ребёнком, особенно, если у него проблема с психическим здоровьем.
Терапевтический альянс — это отношения сотрудничества, которые выстраиваются между способной к самонаблюдению и свободной от внутренних конфликтов частью пациента и терапевтом в его помогающей роли. С одной стороны, альянс отражает реалистичные ожидания пациента, что терапевт может оказать помощь на основе его знаний, опыта, обучения, то есть, доверие профессиональной компетентности специалиста, предлагающего помощь. С другой стороны, — это доверие тому, что терапевт будет предан работе с пациентом и не будет его эксплуатировать тем или иным образом, доверие личностным качествам терапевта. Страх ребёнка может быть подсказкой о том, что рядом находятся тревожные мать и отец. Они опекают, запрещают чрезмерно, предостерегают… Все это приводит к тому, что ребёнок боится социализироваться, страдает от недоверия и беспомощности. Их тревожное состояние, разговоры о страхе перед жизнью, убийствах, болезнях деформируют психику ребёнка. Ребёнок в такой семье растет невротиком. По мере взросления, попадая в ситуацию, где нужно преодолевать жизненную ситуацию, адаптироваться, он еще больше тревожится (повторяет эмоциональное реагирование и поведение родителей) и усиливает этот стереотип на бессознательном уровне.
Страх и тревога также часто являются следствием невротической зависимости ребёнка от матери. В такой ситуации ребёнок боится взрослеть. Он не имеет своего мнения, делает то, что требует мать. Обычно такие дети всю жизнь боятся стать личностью, шагнуть в неизвестность, сделать свой выбор. Их страх звучит примерно так: «Если я скажу маме что-то против, потеряю её любовь». Здесь следует отметить, что в созависимых отношениях с матерью (особенно, когда нет отца) у ребёнка может возникнуть навязчивый страх ожидания несчастья. Он, как правило, связан на более глубоком уровне психики проблемой половой идентификации. Ребенок не чувствует, что он есть, как личность, поэтому боится будущего, отрицает прошлое (забывает) и не может находиться в настоящем. Внутренний художник со временем на холсте психики такого типа добавляет еще и еще красок, и страшных образов. Например, у ребёнка может возникнуть страх одиночества, боязнь, что его покинут, уверенность, что он не оправдывает (не оправдал) то, чего ждут от него родители…
Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека. Чаще всего термин употребляется по отношению к родственникам и близким алкоголиков, наркоманов и других людей с какими-либо зависимостями, но далеко не ограничивается ими. (Википедия). Из вышесказанного мы начинаем понимать, что страх ребёнка – это всего лишь зеркальное отражение происходящего в психике родителей и семейного конфликта. Например, страх быть не тем, то есть не соответствовать требованиям родителей, говорит о том, что рядом с таким ребёнком взрослые, которые бессознательно проецируют на ребёнка проблемы своего комплекса неполноценности. Подобные примеры показывают ещё раз, что страхи не возникают из ничего. Если ребёнок в процессе развития и испугался, а родители при этом поддержали его, то страх не закрепляется на бессознательном уровне. Я отслеживал страхи, которые возникали у моих внуков. Мы (взрослые) реагировали мгновенно и показывали своим психоэмоциональным состоянием, что бояться в данном случае не надо, что это был лишь поучительный эпизод жизни. Если бы мы говорили им «не бойтесь», но при этом тревожились бы, то бессознательное детей списало бы тревогу, а не слова.
Итак, чтобы помочь ребёнку, в первую очередь необходимо понимать себя, а потом и ребёнка, то есть в целом поле вашего общения. К сожалению, в 21 веке, веке потребления и информации, некоторым родителям тяжело понять как себя, так и ребёнка. Например, эгоцентричный родитель не в состоянии понять своего ребёнка, так как он зациклен психологически и энергетически на себе. Отношения с ребёнком холодные, ребёнок не воспринимается как объект, заслуживающий внимания и теплого эмоционального контакта. В итоге, такое незрелое поведение родителя толкает ребёнка в такие страхи как: «может, я не родной», «меня покинули, бросили».
Говоря о проблемах родителей, мы с вами должны помнить, что они принесли свои проблемы из своего детства. В некоторых случаях, даже если родитель частично осознаёт, что у него есть проблемы, ничего с ними не может сделать. Причина в том, что их корни глубоко зарыты в бессознательном, а у взрослого нет опыта осознания. По этой причине я всегда предлагаю в работе над страхом ребёнка участвовать и родителям. О чем нам говорит страх? Присмотритесь к вашему ребёнку, и вы увидите много полезных подсказок. Например, ребёнок от трех до пяти лет переживания отсутствия мамы (на работе, делает бизнес, эмоционально отсутствует, устраивает личную жизнь) трансформирует на бессознательном уровне в страх отсутствия любви. Как правило, в таких семьях ребёнок не получает базового доверия к миру с самого рождения. Далее этот страх приводит к проблемам во взаимоотношениях с противоположным полом. Ей или ему будет казаться, что партнер недостаточно любит.
В шесть лет ребёнок начинает понимать, что взрослые бывают плохими не только по отношению к нему, но и друг к другу. Ребёнок в этом возрасте начинает ставить цели, фантазировать, проявляет изобретательность в речи. Если взрослые не показывают хорошую модель для идентификации, а отношения нагружены конфликтом, тогда у ребёнка могут возникнуть страхи перед отношениями. Например, ребёнок думает, что ему нечего сказать, не может мечтать, ставить цели, бездействует. В отношениях он воспринимает себя как лишний, неинтересный.
В возрасте пяти — семи лет отсутствие матери (физически или эмоционально) порождают в психике ребёнка страх её потери и смерти. В этом возрасте также могут возникнуть страхи возникновения болезни, несчастья и т. п. по причине того, что ребенок начинает понимать, что это в жизни происходит, и человек не живет бесконечно. Бывает также страх темноты, воды, высоты. Они, как правило, говорят о том, что ребёнок с самого зачатия и до семи лет так и не получил устойчивого опыта базального доверия и способности контактировать с чувственной сферой.
Страхи ребенка в 6-11 лет чаще связаны с конфликтом, возникающим на стыке «Я-учеба». Это связано с тем, что в этом возрасте ребёнок овладевает различными умениями и навыками. Это возраст, когда ребёнок оптимально готов к учению. При негативном протекании развития у ребёнка развивается комплекс неполноценности.
Подводя промежуточный итог вышесказанного, мы с вами приходим к пониманию, что страхи у ребёнка чаще возникают в семьях, где родители эгоистичны, мать гиперсоциальна, трудоголик, чрезмерно тревожна и зависима от ребёнка, а отец инфантильный. В самой семье есть тлеющий неразрешенный конфликт между родителями, вследствие чего ребенок психологически перегружен. Тело и страх 1. Аллергия. Страх выразить вовремя свои эмоции приводит к длительному их подавлению. В итоге эту работу за ребёнка делает его тело – дает выход подавленным эмоциям через раздражение слизистой, чихание, покраснение глаз и т. п. 2. Горло. Спазмы в зоне горла, воспалительные процессы говорят о том, что ребёнок не может нормально контактировать с чувствами, высказать то, что хочет, энергетически закрыт от внешнего мира. 3. Артрит — говорит о низкой самооценке, аутоагрессии, страхе и злости. Болезнь также показывает, что человек давно страдает от недоверия к себе и своему окружению. 4. Проблемы с дыханием. Скованное, поверхностное дыхание говорит о том, что ребёнок боится жить, неуверен и тревожен. Страх сковывает его способность дышать, то есть давать жизнь и силу своим эмоциям. 5. Астма. Ребёнок боится выразить себя, выпустить негативные эмоции, которые накопились в отношениях с матерью и окружающим миром. Мать такого ребёнка тревожна, чересчур оберегает, не дает свободно «вздохнуть», то есть нормально развиваться как личности. Тест «Детские страхи» № 1. Пришли ваши добрые старые друзья. Они видели вашего малыша, когда вы вернулись с ним из роддома; и теперь в восторге: какой большой, уже умеет сам садиться и вставать! Конечно, им хочется поиграть с ребёнком, подержать его на руках, но он затаился у вас на ручках и не желает общаться с ними.
А. Пусть подержат, ведь я-то рядом. Б. Постараюсь уговорить, показать, какие хорошие эти взрослые люди. В. Ну что ж, пообщаться можно и с моих рук, вот подрастет — тогда и поиграют вместе. № 2. По телевизору идёт неплохой сериал, и вы, заглядевшись, пропустили «Спокойной ночи…». Теперь малыш требует свою законную передачу, а без нее не желает ложиться спать. Вы ставите успокоительный мультик. Какой?
А. Тот, что попадется под руку. Б. «Том и Джерри» — он всегда под рукой. В. «Приключения кота Леопольда». № 3. Вы приехали на море и сразу же, конечно, пошли на пляж. Подошли к воде — и тут выясняется, что малыш испугался волн. Что будете делать?
А. Буду успокаивать и убеждать, что водичка очень хорошая, что большие мальчики/девочки не плачут. Б. Заманю в воду, попрыгает на волнах — привыкнет. В. На берегу, у самой воды, будем рыть песок и делать своё море. № 4. Два ребёнка — ваш и вашей подруги, удрали из детского городка. Вы выловили их и привели обратно. Подруга строго сказала своему ребёнку: «Будешь убегать без спроса — отдам тебя во-он тому дяденьке-милиционеру». Ваш малыш услышал — и притих, и вопросительно смотрит на вас. Что сделаете вы?
А. Кивну головой: послушай, мол, полезно… Б. Спрошу: «А что же мне делать с тобой, как ты думаешь?» В. Скажу ему так: «Отдать не отдам, а накажу — обязательно». № 5. Бабушка с дедушкой принесли малышу новую игрушку — забавного заводного клоуна, поставили рядом (малыш заинтересовался), но стоило клоуну замахать руками и «заговорить» — ребёнок громко заплакал. Что вы сделаете с игрушкой?
А. Постараюсь успокоить и объяснить, какую хорошую игрушку подарили бабушка и дедушка, предложу поиграть с добрым клоуном. Б. Извинюсь перед дедушкой и бабушкой и — пока уберу игрушку с глаз долой, куда подальше; подождем, пока дорастет до неё. В. Поставлю игрушку на самую дальнюю полочку, пусть привыкнет, приглядится, а при удобном случае в спокойной обстановке постараюсь «познакомить» их. № 6. Ребенок боится открывать дверцу шкафа, твердит, что «там кто-то есть, большой и лохматый…».
А. Объясню, что большой и лохматый в шкафу не поместится. Б. Вместе с ребенком исследуем этот шкаф и все другие шкафчики. Откроем, ощупаем, осмотрим. Но ночник все-таки выключать не буду. В. Поиграем в игру «Кто там прячется в шкафу?». Попрячемся по очереди и посмеемся. № 7. Вы приглашены в гости — без ребёнка — и вам пора уходить, а он просит взять его/ее с собой, буквально вцепился и никак не отпускает. Что лучше сделать, чтобы уйти без истерик?
А. Сдать няне, отвлечь и потихоньку сбежать. Б. Убеждать, что скоро-скоро вернемся с подарком, — и убедить! В. Объяснить, что сегодня пойдем без него (взрослые иногда имеют на это право), зато в воскресенье целый день будем вместе («а пока придумай, чем займемся, чего тебе хочется, куда вместе пойдем»). № 8. Ваш ребёнок, вернувшись домой из детского сада, рассказывает страшилку о том, как по городу ходит какая-то черная женщина и угощает малышей конфетами, а кто возьмет — тот пропадает. Как вы отреагируете?
А. Поговорю с воспитательницей и выясню, кто и почему в группе запугивает детей. Б. Объясню, что это выдумка, в которую не стоит верить, а тем более рассказывать другим. В. Воспользуюсь моментом, поговорю о правилах безопасности; и объясню ребенку, что ни конфеты, ни даже фантики брать у посторонних людей нельзя, даже если очень захочется. № 9. Ваш ребенок нарисовал ужасное Чудо-Юдо и сам же его испугался. Что сделаете вы, чтобы его успокоить?
А. Отвлеку и незаметно спрячу эту картинку. Б. Скажу: какое плохое чудовище, давай-ка порвем его! В. Сяду рядом, и мы вместе пририсуем чудовищу смешные уши и забавно раскрасим его. № 10. Вы узнали, что ваш ребёнок ушел на соседнюю стройку (хотя вы и предупреждали, чтобы ни в коем случае туда не ходил). Что скажете, когда найдете и выясните, что он цел и невредим?
А. «Как тебе не стыдно!» Б. «Сколько можно тебе говорить». В. «Десерт отменяется. А ты сядь и подумай, за что я на тебя сердита». № 11. Дочка вашей подруги научилась читать в 4 года, сын соседки — победитель двух олимпиад, дети Петровых — идеал воспитанности, а у вас ребенок как ребёнок. Часто ли вы ставите подобных детей в пример своему отпрыску? Вы говорите ему/ей об этом?
А. Да, должен же он знать, на кого равняться, ведь положительный пример стимулирует. Б. Мысленно — часто, вслух — иногда, когда совсем допечет. В. Очень редко. До всех не дотянешься, а потом, у него/у нее тоже есть кое-что, в чем он/она лучше и способнее других. № 12. Пока ваш ребенок отдыхал за городом у бабушки, пропал его любимец — волнистый попугайчик. Вы знаете, что ребёнок будет очень переживать. Что лучше сделать?
А. Купить другого попугая, очень похожего: вдруг не заметит. Б. Он хотел иметь черепашку; пожалуй, срочно куплю. В. Скажу, постараюсь утешить, и вместе пойдем выбирать нового попугайчика. № 13. Вы повздорили со своей старшей сестрой: вечно она лезет с советами. Та хлопнула дверью и ушла. Малыш был случайным свидетелем вашей ссоры и теперь постоянно спрашивает, почему не приходит его любимая тетя. Вы:
А. Переводите разговор на другую тему, так как это не его ума дело. Б. Говорите, что не приходит, потому что не любит вас. В. Говорите, что вы поссорились, но его, малыша, она по-прежнему любит. № 14. В детстве вы очень боялись пауков и лягушек. Да и сейчас от них не в восторге. А теперь выяснилось, что ваш собственный ребенок боится, причем того же. Вы обсуждаете эту тему?
А. Очень редко; я очень стараюсь скрыть свой страх. Б. Да, частенько. И обходим такие места, где они обитают, сторонкой. В. Да, и придумываем вместе, как научиться их не бояться (и кажется, у нас уже получается). № 15. Вы заметили, что ребёнок ведет себя по утрам как-то задумчиво-странно. После долгих разговоров и наводящих вопросов выяснилось, что на рассвете он просыпается от чьего-то пронзительного плача. И тогда ему становится очень страшно…
А. Скажу то, что есть на самом деле: это кошачий концерт, нашел чего бояться! Б. Скажу и постараюсь показать этих певучих котов, которые устраивают концерты. В. Когда коты запоют, осторожно разбужу, и мы вместе посмотрим и послушаем кошачий концерт, поговорим о причудах природы, инстинкте… и о любви. Результаты
Большинство ответов А Похоже, что вы сами способствуете формированию некоторых детских страхов. Вы не обращаете внимания на возрастные особенности детей (например, на то, что дети видят мир образно и ярко, и логические объяснения на них почти не действуют) и потому боретесь с детскими страхами взрослыми способами, вольно или невольно давая критическую оценку поведению ребенка — «чего же ты испугался, как маленький». Это понижает детскую самооценку, и, как следствие этого, у ребёнка может запросто возникнуть очередной страх или комплекс.
Бороться надо не с ситуацией (закрыть, например, штору, чтоб не видно было, что там, за окном), а с причиной страха. А если уж развенчивать страх, то наглядно, чтоб ребёнок убедился сам: это — не страшно. Неплохо бы вам попробовать посмотреть на мир (и происходящее в нем) глазами собственного ребёнка, повнимательнее и поспокойнее выслушивать его беды, опасения, страхи — и утешать, и помогать выбираться из них. Подумайте, а всегда ли ребёнок приходит к вам с полной уверенностью: вы непременно поможете? Просто верьте малышу, прислушивайтесь к нему. Вспомните, разве вы сами не боялись чего-то, когда были ребёнком? Что больше всего вам было необходимо в такие минуты? Чтобы страх ушел — его надо пережить, а потом дать ребёнку возможность убедиться, что он в безопасности. И тогда из шкафа не будут ползти все новые чудища. Наоборот, там поселятся добрые гномики-сонники, которые приносят с собой новые добрые сказки. Большинство ответов Б В пылу семейной жизни вам удается не забывать, что психика детей отличается от психики взрослых, и это очень ценно. Именно это помогает вам отвлечь ребёнка, когда ему страшно, и переключить его внимание. Но почему-то вам иногда трудно поверить в искренность собственного ребёнка. То, что кажется вам ложью, на самом деле — обычные детские фантазии, в которых вольно перемешаны правда и вымысел. Вымысел, в который он верит сам! А раз верит, значит, для него он реален. Попробуйте почувствовать состояние малыша, вспомните себя в детстве, свои страхи и переживания — и вам станет легче понять ребёнка.
Вы умеете успокоить, убедить, что все в порядке, что мир стабилен, а мама всегда рядом. И это прекрасно. Но для дальнейшей жизни будет ещё лучше, если вы не просто успокоите и настроите на оптимистический лад, но и вооружите приёмами, как можно преодолеть страх. Постарайтесь чаще строить ситуацию так, чтобы ребёнок сам убедился: это не страшно, потому что… и что надо сделать, чтобы… Уметь думать и находить выход самому — это лучшая страховка и от опасностей, и от страхов.
Большинство ответов В Вы умеете замечать признаки страха и вовремя приходите на помощь. При этом делаете это тактично, не понижая самооценку ребёнка, не внося смятение в волшебный детский мир. И очень хорошо, что основной упор вы делаете не на слова, а на поступки, действия. Такая наглядность очень помогает юному человеку разобраться с его страхами. Вы умеете создать атмосферу, в которой ребёнок чувствует себя уверенно и спокойно. И, что не менее важно, вы знаете прекрасное оружие против страха — игра и радостный смех.
Вы не просто успокаиваете, вы делаете все, чтобы ребёнок вышел победителем из любой «страшной» ситуации. И это — лучшее лекарство от страхов и залог успешной взрослой жизни. Потому что на самом деле силу можно черпать… в страхах. Побежденные, они становятся помощниками и союзниками вашего малыша. Потому что он приобретает бесценный опыт преодоления и побед. (1) Заключение Я предложил вам этот материал для помощи, для понимания того, что любые непереносимые страхи мы можем убрать из пространства своей жизни. Наши страхи — это недоработанные детские, а иногда, и страхи родителей, бабушек и дедушек. Однажды Рильке сказал о людях: «Стремись вновь познать свое детство, и тогда неосознанное и удивительное богатство, заложенное в полном предчувствий, темном и бесконечном начале жизни, пополнит твой лексикон». Удивительные слова… Я бы добавил, что познание детства пополняет наше осознание, стабилизирует фундамент нашей личности. Это так, но при этом помните, что работа в сторону самопознания, которую я предлагаю, не для лентяев. Она трудна, требует смелости и осознанного выбора.
Источник
Правила для родителей
Трофимова также назвала несколько правил для родителей. Прежде всего, не оставлять ребенка без присмотра. Не забывайте, что, чему бы вы ни учили, все равно остается шанс, что ребенок растеряется и забудет все, о чем вы договорились. Ведь в ситуации стресса теряются даже взрослые люди.
В руки преступников попадают так называемые «жертвы». Те, кто в семье всегда уступает, — это старшие братья и сестры. Например, они часто слышат: «Ты же взрослый. Уступи малышу». Это дети, которых сильно ругают или даже бьют. Это те, кому запрещено выдавать негативные эмоции. Те, кто ждет родителей подолгу и проводит время с нянями или родственниками. Те, кто живет в семье с человеком с зависимым поведением. А также если в семье есть кто-то, кто долго или сильно болеет.
«Существует много вариантов. Скажу лишь, что если ребенок привык уступать, то он уступит снова. Лучшая защита — это профилактика. Если вы видите, что ваш ребенок почему-то не может себя защищать, не стесняйтесь обратиться к специалистам. Старайтесь формировать доверие и дружбу. Это даст ребенку уверенность и чувство защищенности. Ребенок, который чувствует себя защищенным, никогда не будет чувствовать потребность общаться с чужими», — подчеркнула Трофимова.
Психолог посоветовала для профилактики читать, обсуждать и проигрывать разные сказки, например «Пряничный домик», «Мальчик-с-пальчик», «Приключения Буратино» и многие другие, где положительный герой дает смелый отпор злым персонажам. Это даст ребенку разрешение быть «плохим» с незнакомыми и подозрительными людьми. А ситуации из реальной жизни стоит обсуждать и рассказывать в приемлемой форме, ориентируясь на возраст ребенка.
Возраст, когда чужих можно не бояться
Психологи считают нормой, когда боязнь чужих людей остается у ребенка до 1,5-2 лет. Это время малыши проводят чаще всего с мамой, круг общения ограничен, поэтому появление других людей вызывает естественную тревогу.
После достижения 2-х летнего возраста дети расширяют круг знакомств, многие идут в детский сад, выходят чаще гулять на площадку и встречаются там с другими малышами и их мамами. Поэтому страх чужих людей сменяется любопытством и нередко переходит в удовольствие от общения.
Но некоторые дети остаются боязливыми дольше: боятся соседей, врачей, знакомых, родителей других детей. Это тоже можно считать нормой, если страх не имеет других отклонений (психических, например) или не является особенностью темперамента.
Помочь малышу не бояться чужих людей, но относиться к ним с осторожностью – задача родителей и воспитателей. В любой ситуации ребенок должен быть уверен, что не один и может быть защищен.