Расположение ребенка в животе по неделям беременности


Ощущения на первой неделе беременности

В нашем календаре беременности вы вместе с тысячами других будущих мам пройдёте удивительный и запоминающийся на всю жизнь путь длиною в сорок акушерских недель. Это будет счастливая и благополучная дорога, начинающаяся от первого дня последней менструации и завершающаяся долгожданным и самым радостным появлением малыша на свет.

Сразу оговоримся, что акушерские недели принято отсчитывать от первого дня последней менструации, а эмбриональные недели «интересного положения» берут точку отсчета от оплодотворения. В нашем календаре, в соответствии с передовой медицинской наукой, мы отсчитываем акушерские недели.

Вы узнаете из нашего календаря, что происходит в вашем организме в 1 неделю беременности и на каждом новом этапе, как развивается и растёт плод, получите полезные рекомендации, увидите ободряющие видеоролики, будущие мамы будут делиться фото своих животиков, снимков УЗИ, своими впечатлениями и симптомами. Будет море полезной информации, гарантируем.

Первая акушерская неделя беременности, как вы уже поняли, предшествует зачатию, поэтому никаких необычных ощущений у женщины быть не должно.

Признаков беременности на 1 неделе по акушерскому методу отсчета быть не может. Они появятся на 14 дней позже.

Будьте в курсе всех изменений на каждой неделе беременности

Получайте письма о развитии малыша и состоянии мамы раз в неделю.

Развитие беременности по неделям

Ожидание рождения малыша в акушерстве принято делить на три условные части:

  • I триместр – с начала беременности и до 13-й недели;
  • II триместр – с 14-й до 26-й недели;
  • III триместр – с 27-й до 40-й недели.

Эти триместры содержат 10 акушерских месяцев. Таблица условного разделения:

Акушерский месяцНедельный период беременности
Первый месяцС первой по четвертую неделю беременности (1-4)
Второй месяцС пятой по восьмую неделю (5-8)
Третий месяцС девятой по двенадцатую неделю (9-12)
Четвертый месяцС тринадцатой по шестнадцатую (13-16)
Пятый месяцС семнадцатой по двадцатую (17-20)
Шестой акушерский месяцС двадцать первой по двадцать четвертую (21-24)
Седьмой месяцС двадцать пятой по двадцать восьмую (25-28)
Восьмой месяцС двадцать девятой по тридцать вторую (29-32)
Девятый месяцС тридцать третьей по тридцать шестую (33-36)
Десятый месяцС тридцать седьмой по сороковую (37-40)

Перед подробным изучением процесса развития плода в животе матери, необходимо ознакомиться с таблицей изменений роста и веса будущего плода:

Неделя беременностиРазмер плодаВес плода
1
2
30.15-0.2 мм
41 мм
51.25-1.5 мм
62-4 мм
74-5 мм
81.6-2 см.1 г.
92.3 см.3-4 г.
103-3.1 см.5 г.
114.1 см.7 г.
125.4-6.3 см.13-14 г.
137.4-8 см.20-23 г.
148.7 см.35-43 г.
1510-11 см.50-60 г.
1611.6 см.80-90 г.
1712-13 см.100-110 г.
1814.2 см.150 г.
1915.3 см.200-210 г.
2016.4 см.260-270 г.
2119-20 см.300-310 г.
2221-22 см.350 г.
2323 см.450 г.
2424 см.550 г.
2525-26 см.680-700 г.
2633 см.800 г.
2734 см.950 г.
2836 см.1-1.3 кг.
2937 см.1.4 кг.
3038 см.1.5 кг.
3139 см.1.6 кг.
3242 см.1.7 кг.
3343 см.1.9-2 кг.
3444 см.2.2 кг.
3545 см.2.4-2.5 кг.
3647.5 см.2.6 кг.
3748.5 см.2.9 кг.
3850 см.3.1 кг.
3951 см.3.3 кг.
4052 см.3.4 кг.

Теперь перейдем к описанию развития малыша в утробе на каждой недели беременности женщины:

1 неделя

О плоде как таковом еще не идет речи, так как беременность ёще фактически не наступила. Главным признаком того, что произошло оплодотворение, может служить имплантационное кровотечение. Это явление проявляется как слегка мажущие кровянистые выделения примерно на 6-7 день с момента зачатия.

2 неделя

Эта неделя с акушерской точки зрения рассматривается как возможная к зачатию. Яйцеклетка в женском организме созревает к 14-ому дню цикла и теоретически готова к оплодотворению. Если же по вашим расчетам уже момент зачатия состоялся, то вторая неделя ознаменовывается прикреплением плодного яйца к матке. Этот момент важен, так как с момента прикрепления плод начинает свое полноценное развитие.

3 неделя

Эмбрион похож внешне на микроскопическую ягоду, на третьей неделе это пока лишь набор клеток. Размер эмбриона ничтожно мал, максимальный диаметр к этому сроку – 0,2 мм. Но как раз в этот период начинается формирование половых признаков на клеточном уровне. Закрепившись в матке, начинается важнейший процесс внутриутробного развития малыша – образование плаценты. До формирования и развития основных систем организма будущего ребенка осталось совсем немного.

4 неделя

Акушерская 4-я неделя – срок, на котором будущая мама обнаруживает на тесте две заветные полоски. У эмбриона полным ходом идет функциональное распределение клеток. Его размер можно сравнить на текущей неделе с маковым зерном. Вес пока еще совсем незначителен и не превышает 0,5 г, но процесс деления клеток происходит ежеминутно и будущий малыш растет очень быстро.

5 неделя

Эмбрион уже миновал несколько стадий своего развития – зиготу, морулу и бластоцисту. Клетки продолжают стремительно делиться, и к концу пятой недели малыш будет весить уже не менее 1 г, а размер достигнет целых 1,5 мм. На плодном яйце уже можно разглядеть намечающиеся органы чувств – глаза, уши и ротовую щель. Группа крови у будущего ребенка сформировалась как раз к 5 неделе внутриутробной жизни. Начинается образование щитовидной железы, а также кишечной и мочевыделительной систем.

6 неделя

На этом сроке у будущего ребенка отчетливо выделяются самые большие части тела – туловище и голова. В виде крохотных отростков различимы ножки и ручки с намечающимися на них крошечными пальчиками. Вес на шестой неделе у эмбриона – до 2 г, а средний размер около 4 мм. Активно развиваются хрящевые структуры, формируется вилочковая железа. Продолжают своё развитие основные органы: сердце, печень, лёгкие, желудок и поджелудочная железа. У малыша формируется мышечная ткань, намечаются наружные половые органы.

7 неделя

С началом седьмой недели завершается эмбриональный период. Будущий малыш теперь называется другим медицинским термином – плод. На этом сроке уже слегка различимы черты лица крохи. Формируются зачатки носа, веки, просматриваются уши и верхняя губа. Внешне еще присутствуют “ненужные” органы – жабры и хвостик, которые исчезнут чуть позже. Формируются полушария мозга, непрерывно развиваются хрящевые ткани. Печень на 7 неделе уже способна вырабатывать кровяные клетки.

8 неделя

На 8 неделе вес плода составляет 1 г, а длина доходит до 20 мм. Если смотреть на ультразвуковом исследовании, то соразмерно выглядеть будущий малыш будет как виноградина. Но с каждым днем плод внешне все больше напоминает настоящего человечка. Лицо малыша уже лучше обозначено, у носика есть маленькие ноздри, а обонятельные рецепты активно формируются. Его сердце становится четырехкамерным; у будущих девочек формируются яичники, у мальчиков – яички; ручки и ножки плода на этом сроке уже могут сгибаться/разгибаться.

9 неделя

Многие системы и органы сформированы к 9 неделе беременности, но они еще не функционируют полностью, а продолжают развиваться. Формируются ладошки, исчезают перепонки между крошечными пальчиками. Закладываются лимфатические узлы. Начинает развиваться первый рефлекс – глотательный. Веки у малыша сформированы и могут непроизвольно открываться и закрываться. Плод по своим размерам уже напоминает крупную ягоду вишни – вес 4 г, рост около 30 мм.

10 неделя

На 10-й неделе кроха активно двигается и толкается. Но эти движения настолько невесомы, что будущая мама их просто не ощущает. Начинают свое развитие мускулы лица, шеи и глотки. Личико уже сформировано, и через несколько недель внешность будущего ребенка можно будет рассмотреть на УЗИ. Развиваются зачатки молочных зубов. Мозжечок “обзаводится” нейронными связями, отвечающими впоследствии за рефлексы. Маленькое сердечко делает не менее 150 ударов в минуту. Теперь плод весит уже 5 г, вырос еще примерно на +12 мм и напоминает ягоду клубники.

11 неделя

Органы и системы крохи к данному сроку уже сформировались, одни работают в полную силу, а другие – продолжают созревать. Активно развиваются бронхи, легкие, трахеи; печень; кишечный тракт; кровеносные сосуды; радужные оболочки глаз. В 11 недель на УЗИ можно увидеть вполне различимые очертания будущего малыша.

12 неделя

Малыш уже активно пользуется некоторыми рефлексами – имитирует дыхательные и глотательные движения, непроизвольно сжимает и разжимает ладони в кулачки. Появляются первые сокращения мышц кишечника (перильстатика). Поджелудочная железа сформирована и уже “учится” вырабатывать желчь. На подушечках пальцев появляется уникальный рисунок. У крохи развивается мимика, он может улыбаться или морщить личико. Вес – до 13 г, а рост – до 62 мм.

13 неделя

Неделя активного скачка роста будущего малыша. Мозг уже способен отдавать первые команды по рефлекторным движениям плода. Развивается обоняние, формируются голосовые связки. Начинает быстрее расти туловище, а рост головы, наоборот, замедляется. В кишечнике крохи появляются пищеварительные ворсинки. Кожа малыша еще очень тонкая, и пронизана кровеносными сосудами. Вес плода увеличивается до 20 г, а рост – до 80 мм.

14 неделя

На 14 неделе все органы и системы будущего малыша совершенствуются и продолжают активный рост. Грудная клетка может подниматься и опускаться, словно при дыхании, – так тренируются легкие. Формируется процесс кроветворения, потовые железы, мышцы шеи становятся с каждым днем сильнее. Вес малыша на данном сроке – около 27 г, а рост – 110 мм. Очень важен образ жизни, питание и самочувствие мамы – если эти показатели в порядке, то малыш чувствует себя хорошо и не испытывает никакого дискомфорта.

15 неделя

На этой неделе у плода уже сформировано зрение и необходимые нервные окончания для возможности видеть после рождения. С 15-й недели постепенно происходит окостенение скелета – долгосрочный процесс, требующий большой объем кальция. У малышей-мальчиков начинает вырабатываться мужской гормон – тестостерон. Почки выводят первые околоплодные воды. Мышцы ребенка совершенствуются и укрепляются. Вес плода- 50 г, рост – до 104 мм.

16 неделя

На 16 неделе будущий малыш подрастает активно с макушки и до самых пяточек. Вес уже около 80 г, а рост может достигать 117 мм. Системы организма функционируют в меру своих возможностей, некоторые из них уже “работают” вполне слаженно. Глотая околоплодную жидкость, она проходит через пищеварительный тракт и почки, и превращается в мочу. Скелет костенеет, ножки ребенка удлиняются. Малыш активно двигается в матке.

17 неделя

Слуховое формирование будущего младенца к 17 неделе плавно завершается. Вес приближается к отметке в 100 г, а рост становится около 12 см. Система кровеносных сосудов развивается и разветвляется. В крови малыша появляются важнейшие составляющие собственного иммунитета – интерферон и иммуноглобулин. У деток женского пола внутриутробно формируется матка. Сила толчков ребенка увеличивается в данный период, они становятся частыми и ощутимыми.

18 неделя

Развитие плода в данном периоде второго триместра протекает очень интенсивно. Малыш так быстро растет, что уже мог бы поместиться в ладони вашей руки. Шевеления ощутимы, кроха очень активно двигается на 18 неделе. Нередко заглатывает околоплодную жидкость, что может приводить к икоте, – этот момент будущая мама может заметить по легкому вздрагиванию живота. Постепенно у плода формируется слой подкожного жира, развиваются мышцы, продолжается минерализация скелета. Вес – около 150 г, рост не превышает 14 см.

19 неделя

Ребенок внутри матки активно растет, совершенствуется и набирает вес. Кстати, весит малыш к 19 неделе примерно 200 г, а рост составляет около 14-15 см. Организм дает упор на развитие мозга, совершенствование пяти основных чувств. Количество подкожного жира увеличивается. Дыхательная система продолжает развиваться и укрепляться. Период бодрствования чередуется с периодом активности, спать малыш может до 16-18 часов в сутки.

20 неделя

Внешне ваш малыш стал уже самым настоящим человечком, и на УЗИ уже можно рассмотреть пол ребенка, черты его лица, понаблюдать за мимикой (которая иногда показывает и черты характера будущего чада). Вес крохи на “экваторе” беременности составляет примерно 250-270 г, а средний рост равен 16 см. Ребенок активничает, поворачивает голову, сосет пальчики, открывает и закрывает ротик.

21 неделя

На этом сроке уже можно быть уверенным, что ребенок различает звуки и слышит происходящее за пределами матки. По пропорциям тела малыш уже практически напоминает новорожденного. Вес плода – около 300 г, рост – 19 см. На этом сроке активно формируются вкусовые рецепторы, совершенствуется состав крови.

22 неделя

Двадцать вторая неделя – период, когда будущий ребенок предпочитает проводить большую часть времени во сне. Но, тем не менее, во сне малыш активно переворачивается, размер матки еще позволяет менять положение. Кроха крутится, толкается, тянет за пуповину. Вес на данном этапе – около 350 г, а рост 20-21 см.

23 неделя

Следующая неделя встречает привычными шевелениями, хотя многие малыши к 23-24 неделе предпочитают “затихнуть” и заставляют своих мам переживать по поводу редких движений. У крохи в матке еще хватает места, поэтому многие из его толчков попросту не чувствуются, поэтому волноваться не стоит. Вес уже движется к отметке в 450 г, а рост – более 22 см, хотя стоит помнить: все перечисленные параметры индивидуальны.

24 неделя

Под материнским сердцем будущий малыш растет и прибавляет в весе – показатель у многих будущих деток на этом сроке не менее 550 г. На этой неделе завершается развитие бронхов у младенца, что очень важно в целом для дыхательной системы ребенка.

25 неделя

С 25-ой недели у ребенка в утробе начинает вырабатываться пигмент в волосах, придавая им тот цвет, который обусловлен наследственностью. Именно этот цвет мама увидит у малыша при его рождении. Вес достигает отметки в 700 г, рост – 23-25 см. Нервные связи и клетки головного мозга продолжают свое формирование. У плода можно наблюдать тренировочные дыхательные движения.

26 неделя

Толчки на сроке двадцать шесть недель становятся сильными, отчетливыми, и многие мамы могут даже жаловаться на их интенсивность. Вес ребенка уже составляет не менее 800-850 г, а рост – уже более 33 см. По-прежнему продолжается активное укрепление костей скелета, минерализуются зачатки молочных зубов в деснах. Начинают подрастать ноготки и волосики.

27 неделя

Рост ребенка на этом сроке – около 34 см, а вес приближается к 1 кг. Малышу становится тесновато в матке, а ножки уже не получается вытянуть, поэтому кроха принимает оптимальную позу: подтягивает к груди маленькие скрещенные ножки и ручки. С двадцать седьмой недели ребенок уже постепенно принимает правильное положение в матке, но если он лежит поперек или “сидит на попе”, то еще есть время для того, чтобы перевернуться.

28 неделя

С началом 28-ой недели беременности вес плода составляет до 1300 граммов, а рост до 37 см. У ребенка интенсивно продолжает развитие мышечная ткань. В коре головного мозга образуются новые извилины. Возможен резус-конфликт матери и плода, и на этом сроке акушер-гинеколог должен принять специальные меры.

29 неделя

Вес плода около 1500 кг, а длина тела не менее 38 см. Будущей маме пора освоить методику подсчёта шевелений.

30 неделя

Полный рост плода достигает 36-38 см, вес доходит до 1,5 кг. У будущей мамы может возникнуть несколько страхов, которые связаны с будущими родами.

31 неделя

На 31-й неделе беременности вес плода составит около 1,6 кг, полный рост около 39 см. У малыша появляется болевая чувствительность. Возможны нарушения ночного сна беременной из-за активных и сильных толчков плода. Самое время изучить вопросы обезболивания при родах.

32 неделя

Вес плода около 1,7 кг, размер от темени до пяточек 40-42 см. Резкие движения могут вызвать у беременной головокружение и тошноту. Пора задуматься о возможном присутствии на родах кого-либо из близких.

33 неделя

Вес плода к 33 неделе примерно 2000 г, рост 42-43 см. Минерализация костей плода практически завершена. Будущей маме стоит время от времени считать шевеления плода.

34 неделя

Рост плода в среднем 43-44 см, вес 2,2 кг. Малышу становится очень тесно в матке, и двигательная активность снижается. Маме пора обсудить с врачом способ родоразрешения: естественные роды или кесарево сечение.

35 неделя

Рост плода 45-46 см, вес 2300-2500 граммов. Плод почти полностью готов к родам, но выполнять дыхательную функцию лёгкие ещё не готовы. Пора собрать вещи для роддома. Если малыш в матке ещё не занял правильного положения, помогут специальные упражнения.

36 неделя

Вес плода ориентировочно 2,5-2,7 кг. Полный рост около 45-47 см. На этом сроке показатели каждого крохи могут сильно отличаться от средних в меньшую или большую сторону. Родителям пора составить список дел, которые стоит запланировать и завершить до рождения малыша.

37 неделя

Тридцать седьмая акушерская неделя беременности – время, когда мама должна быть подготовлена морально к появлению ребенка на свет. Особенно это касается многоплодной беременности и рождения детей, начиная со второго ребенка. Вес чада достигает 2,9 кг, а рост внаходится в пределах 50 см.

38 неделя

Тридцать восьмая неделя может стать последней неделей вашей беременности. Ребенок постепенно становится тяжелее. Весит малыш около 3 кг, а рост уже 48-50 сантиметров. Роды могут начаться в любое время, поэтому близкие должны все время быть в пределах доступности.

39 неделя

На 39-ой неделе мама не только физически, но уже и морально подготовлена к родам. Весит ребеночек около 3 кг, а его рост составляет около 48-50 см. По своим размерам ребенок на этом сроке похож на миниатюрный арбуз.

40 неделя

На конец этой недели может прийтись предполагаемая дата появления малыша на свет. Вес младенца составляет уже примерно 3,5 кг, рост около 51-55 см. Кроха полностью готов к рождению. Остается дождаться момента, когда он осчастливит новоиспеченных родителей своим рождением на свет.

Итого.

Вот так проходят 40 недель беременности. Счастливое начало новой жизни – посмотрите видео, как развивается кроха в животе матери:

Развитие эмбриона

Многие тысячи, и даже сотни тысяч, молодых девушек, лишь только тест покажет заветные две полоски, спешат набрать в поисковике глобальной сети запрос: «первая неделя беременности – развитие эмбриона». Им не терпится почитать, как поживает под сердцем будущий ребенок, как только они узнали о своём «интересном положении» и перспективе ближайшие девять месяцев вынашивать внутри себя маленькое Чудо. Это извечный материнский инстинкт от Матушки Природы.

Однако, как мы и говорили в предыдущем разделе, 1 неделя беременности по акушерскому методу отсчета (не путайте с 1 эмбриональной неделей беременности, которая наступит на 14 дней позже) ПРЕДШЕСТВУЕТ не только оплодотворению, следовательно зарождению эмбриона в организме будущей матери, но и овуляции, необходимой для зачатия, для того, чтобы сперматозоид достиг яйцеклетки.

Жизнь зародится под сердцем у молодой девушки только между второй и третьей акушерской неделей беременности.

Если вам, действительно, не терпится узнать о развитии плода внутри вас и то, как он выглядит, в поисковике корректно будет писать так – развитие эмбриона в 1 эмбриональную неделю беременности.

Ощущения мамы на первом месяце

В первый месяц беременности молодая мама может чувствовать слабость, частое слюноотделение, сонливость, у нее появляется отвращение к пище и определенным запахам. Но такие субъективные ощущения могут быть далеко не у всех беременных.

Первое время будущая мама не ощущает, что в ней зародилась новая жизнь, но к третьей неделе ее тело и психика начинают испытывать определенные симптомы.

  • Раздражительность, порой по мелочам, плаксивость.
  • Сонливость, даже если сон занимает достаточное время в режиме.
  • Утомляемость при отсутствии очевидных нагрузок.
  • Частые походы в туалет при сохранении прежнего питьевого режима.
  • Постоянно повышенная температура – около 37-37,5 градусов с утра.

Все это логично и вполне объяснимо: в организме происходит гормональный взрыв, и он активно готовится к новому состоянию.

Признаки и симптомы беременности на первой неделе

Согласно выбранной нашим календарём системы отсчета недель (акушерской), как это ни странно звучит, в первую неделю беременности собственно беременность ещё не наступила, просто обозначился цикл в женском организме, благоприятный для подготовки к зачатию и, как следствие, беременности. Но чтобы не тратить времени даром, уже пора дать будущей маме полезную информацию о том, какие симптомы беременности на 1 неделе после зачатия ей стоит ожидать.

Итак, первая неделя беременности характеризуется следующими признаками и симптомами:

  1. Допустимо небольшое недомогание у будущей мамы с симптоматикой, похожей на протекание простуды, однако без высокой температуры.
  2. В течение дня настроение может кардинально меняться несколько раз с высокой амплитудой (от слёз до смеха). Гормоны в организме женщины делают эмоциональное настроение за короткий промежуток времени крайне нестабильным.
  3. Может нарушиться сон. При неоправданно раннем пробуждении девушка целый день может чувствовать желание поспать ещё. Ощущение недосыпа усиливает недомогания из первого пункта, добавляя к ним разбитость и усталость.
  4. Есть вероятность беременной девушке почувствовать тяжесть внизу живота. Это связано с тем, что сейчас к матке поступает больше обычного объём крови.
  5. Кроме этого, допустима вероятность головных болей разной интенсивности и остроты.
  6. Прикосновения к молочным железам могут быть болезненными для девушки.
  7. Многие будущие мамы на этом этапе беременности отмечают повышенный аппетит.
  8. Допустима вероятность, что уже сейчас даст о себе знать ранний токсикоз, выражающийся кратковременными приступами тошноты в утренние часы.
  9. Возможно, станут более частыми позывы к мочеиспусканию.
  10. Есть небольшая вероятность девушке на этом сроке почувствовать дискомфорт в пояснице.

Совершенно необязательно, что все десять из перечисленных спутников ранней беременности сразу «атакуют» вас после оплодотворения. Совсем нет. Каждый женский организм индивидуален.

Наиболее вероятно, что вы для себя отметите на 1 неделе беременности после зачатия лишь болезненность при прикосновении к груди и активные перепады настроения. А всё остальное вас минует. Следует надеяться на лучшее, а готовиться к худшему. Ни в коем случае не программируйте себя, что это всё богатство симптомов и признаков «обрушится» на вас в полном объёме. Сохраняйте настрой на позитив!

Помните, на любом сроке «интересного положения» будущей маме очень важно находиться в комфортном психоэмоциональном состоянии. Не думать о плохом, не ввязываться в конфликты, избегать стрессов и сильных переживаний. На положительное настроение беременной должны «работать» все: супруг, родители, близкие родственники, друзья, соседи, коллеги, врачи и все-все.

Как может располагаться плод перед родами

Существует несколько вариантов расположения младенца перед родами. Из них физиологичными считаются не все: некоторые могут становиться причиной опасных осложнений. При неправильном предлежании придется прибегать к операции для предотвращения опасных последствий, осложнений в родах. Положение ребенка в утробе матери почти не меняется после 32-33 недели.

Продольное положение

Правильное положение плода предполагает, что его копчик и затылок вытянуты в одну линию, параллельную оси матки матери. Лучше, если спинка окажется повернутой к животу мамы: так вероятность развития осложнений снижается. Нормой является и положение, когда спина малыша расположена ближе к материнской спине, при этом длительность родов может увеличиваться. Голова должна находиться в нижней части, таз – сверху.

Косое положение плода

Ребенок в утробе может лежать по диагонали к родовым путям мамы. Такой вариант не считается нормальным, может быть опасен, создавать угрозу осложнений при родах. В большей части случаев врачи назначают кесарево сечение.

Поперечное положение плода

Поперечное предлежание плода является показанием к проведению родовспоможения путем хирургического вмешательства. Ребенок при этом располагается перпендикулярно.

Тазовое предлежание

Перед родами малыш может находиться в положении, напоминающем сидячее. После 32-33 недели доктор ставит диагноз, назначает кесарево сечение для родовспоможения.

Причины тазового предлежания

Неправильное предлежание ребенка отмечается при наличии различных патологий, провоцирующих повышенную активность. Часто диагностируется при микроцефалии, анэнцефалии, гипоксии. Нередко дети рождаются недоношенными. Возможно ножное или ягодичное предлежание при многоводии.

Патологии женщины тоже могут становиться причиной. Малыш лежит часто неправильно, если беременная подвергалась сильным или постоянным стрессам, чрезмерно напрягалась, страдала неврозами. Если в анамнезе были тяжелые роды, многократные аборты и выскабливания, цервицит, эндометрит, то вероятность тазового предлежания повышается.

Чем опасно тазовое предлежание

При неправильном расположении младенец нередко получает при родах травмы. Возможны травмы позвоночника, черпно-мозговые, дисплазия тазобедренного сустава. Нередко в процессе родов развивается гипоксия.

Тяжелее роды проходят и для матери, чей ребенок находится в неправильном положении: чаще возникают разрывы влагалища, вульвы, промежности, шейки матки. Повреждаются кости таза.

Определение точного срока

На первой акушерской неделе беременности, как мы уже неоднократно говорили выше, половой акт между будущими родителями с целью оплодотворения яйцеклетки ещё не произошел. Фактически беременность ещё не началась. Точный срок, наиболее вероятно, сможет квалифицированно и компетентно установить ваш участковый врач-гинеколог, когда вы пойдете в женскую консультацию вставать на учёт.

Сейчас давайте ещё раз проговорим последовательность событий и соответствующие им недели беременности по акушерской системе отсчета.

Для этого будем использовать пронумерованную схему. Номер будет обозначать акушерскую неделю беременности.

  1. Менструальный цикл у будущей матери.
  2. Овуляция в женском организме.
  3. Оплодотворение яйцеклетки в ходе полового акта будущих родителей.
  4. Оплодотворенная яйцеклетка движется по фаллопиевой трубе, делясь от зиготы до бластоцисты, и имплантируется в эндометрий матки.
  5. Простой тест на беременность по уровню ХГЧ может показать две полоски.
  6. Образование и развитие эмбриона.

УЗИ плода на 1 неделе беременности

УЗИ плода на первой акушерской неделе беременности, как вы сами поняли из схемы выше, не делают. Это совершенно бессмысленно до оплодотворения и полового акта с целью зачатия между будущими родителями. Однако ультразвуковое исследование допустимо на сроке – первая эмбриональная неделя беременности (соответствующая третьей акушерской) с целью подтвердить беременность.

Болезненность в животе

Болезненность в животе на ранних сроках беременности – распространенный симптом. Конечно, не на сроке первая или вторая акушерская неделя, а несколько позже. Матка будет снабжаться кровью активнее и неделя за неделей активно расти, надавливая на мочевой пузырь и другие внутренние органы. Сейчас болезненность в животе может быть у женщины только в случае, если это привычные для нее боли при менструации.

Тошнота

На первой акушерской неделе беременности, в самом начале вашего счастливого пути к материнству, ни раннего токсикоза, ни тошноты быть не может, потому что оплодотворения пока не произошло. Организм женщины лишь готовится к своему «интересному положению». Если на этом сроке вас беспокоит тошнота, это не признак беременности, а скорее всего, следствие какой-либо проблемы в системе пищеварения.

Изменение настроения

На сроке первая акушерская неделя беременности, соответствующем старту первого триместра «интересного положения» и самому началу первого акушерского месяца беременности, перепадов и изменений настроения быть не должно. Если только это не свойственно в индивидуальном порядке данной конкретной девушке при начале менструального цикла.

Изменения настроения на ранних сроках беременности вызывает обычно гормональная перестройка в организме будущей мамы.

Само собой, она не может начаться до оплодотворения, то есть до момента, пока фактически беременность не наступила.

Многие женщины на ранних сроках беременности подвержены этой психологической проблеме – в течение дня несколько раз кардинально меняется настроение: от слёз и негативных переживаний до невероятной радости и смеха. Новые гормоны в организме будущей матери по законам Природы таким образом готовят женщину к новому статусу, закаляют ее психологический иммунитет.

Снижение работоспособности

На ранних сроках беременности у будущих мам может наблюдаться снижение работоспособности. Этому могут способствовать: нарушение сна, чувство разбитости, усталости и недосыпа, резкие перепады психоэмоционального настроения, иногда преследование всевозможных «беременных» фобий и страхов. Это абсолютно нормально.

Как физиологически, так и психологически женщина должна перестроиться и подготовиться к новому своему статусу матери – самого главного человека в жизни будущего ребенка, отвечающего за его здоровье, благополучие и счастье.

Для того чтобы снижение работоспособности не нарушало привычный режим дня, очень важно не поддаваться плохим мыслям, страхам и лишним переживаниям. Сохраняйте настрой на лучшее!

Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологических функций, возникших у него уже во внутриутробный период, но и более поздним ослаблением их интенсивности по сравнению с физиологически зрелым новорожденным.

За первые 7 лет жизни ребенок проходит гигантский путь развития, определяющими факторами которого являются окружающая среда и воспитание. Всякий воспитательный процесс начинается с уважения к ребенку как индивиду. Следует отметить, что человеческая индивидуальность не только формируется в детстве, но уже существует в этом возрасте. Многие основы индивидуальности определяются особенностями нервной системы, врожденными и унаследованными, возрастными и приобретенными. Установлено, что огромную роль в развитии ребенка играют свойства нервной системы. Возрастная эволюция мозга ребенка — сложный и многосторонний процесс. Л. С. Выготский писал, что развитие ребенка — единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс.

Совокупность индивидуальных особенностей ребенка составляет «биологический каркас личности», который не только обрастает в процессе воспитания социальными навыками, но и подвергается изменениям .

На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие. Происходит на базе дистантных рецепторов — зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка.

При рождении у человека «автоматических» действий меньше, чем у животных, зато ему свойственна наибольшая способность к обучению. Специфика мозга человека состоит в неограниченной возможности усвоения новых знаний, наибольшей восприимчивости не к биологической наследственности, а к «социальному унаследованию», т.е. к усвоению различного рода социальных традиций.

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зрелых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего это хватательный рефлекс (так, например, новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять, его хватка способна выдержать массу тела). Подошвенный рефлекс, который вызывается штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных. Пяточный рефлекс, известный как рефлекс И.Н.Аршавского, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной активности, сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательный рефлексы. Они постепенно свертываются и вновь формируются под воздействием воспитания. Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочного, оборонительного, защитного.

С первых недель жизни ребенка возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слуховой и т.п.).

Длительное применение каких-либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию целостной системы ответных реакций — динамическому стереотипу.

Формирование условных рефлексов у ребенка происходит во взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Центральная нервная система ребенка хранит в себе следы длительной эволюции животного мира. Так, регуляция работы сердца, почек и других внутренних органов, автоматические реакции на болевые, температурные раздражители осуществляются примерно теми же нервными центрами, что и у многих животных. В нервной системе ребенка одни группы центров, эволюционно более древние, исполняют относительно примитивные функции. Эволюционно более новые центры объединяют различные системы организма и выполняют многоплановые сложные действия. Так, центр спинного мозга регулирует работу органов в пределах отдельных участков сегментов тела. Центры продолговатого мозга управляют дыханием и сердечной деятельностью. Центры среднего мозга осуществляют комплексную реакцию всего организма в ответ на зрительные и слуховые раздражители. В области промежуточного мозга и в подкорковых узлах происходит интегрирование всех сигналов из внешней и внутренней среды. Как показывают эксперименты, здесь формируется эмоциональное состояние — чувство страха, напряженности, радости, агрессивности. Физиологи доказали наличие в подкорковых центрах участков, раздражение которых вызывает различные эмоциональные состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие.

Сложной системой глубинных центров управляет кора больших полушарий. С одной стороны, она без этих структур не может функционировать, а с другой — сопоставляет полученные от них сигналы с индивидуальным опытом и руководит активизацией или торможением отдельных нервных центров.

Таким образом, функции коры головного мозга — это способность тонко анализировать обстановку, приобретать и, в случае необходимости, использовать индивидуальный опыт. Одни реакции жестко запрограммированы в нервной системе и запускаются как автоматическая последовательность действий, другие — непостоянны и видоизменяются в процессе своей реализации.

Возрастное развитие ребёнка. Ранний Возраст

Характеристика раннего возраста

Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.

В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов.

В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются:

• предметная деятельность и деловое общение со взрослым;

• активная речь;

• произвольное поведение;

• формирование потребности в общении со сверстниками;

• начало символической игры;

• самосознание и самостоятельность

В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах.

Общение со сверстниками

В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту.

В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:

• внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);

• стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);

• появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни).

Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.

Кризис трех лет

К трем годам у ребенка появляются собственные желания, зачастую не совпадающие с желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста появляется знаменитая формула «Я сам».

Резко возросшее стремление к самостоятельности и независимости приводит к существенным изменениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Симптомы кризиса трех лет:

• негативизм (непослушание, нежелание выполнять указания взрослого, стремление все делать на оборот);

• упрямство (ребенок настаивает на своем не потому, что ему чего-то сильно хочется, а потому, что он этого потребовал); • строптивость (протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни; это бунт против всего, с чем он имел дело раньше);

• своеволие (ребенок все хочет делать сам и добивается самостоятельности там, где мало что умеет).

Далеко не все дети обнаруживают столь резкие негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. Следует различать объективный и субъективный кризис.

Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором всегда сопровождается негативным поведением.

Важнейшим личностным образованием является открытие ребенком самого себя. С этих пор он начинает называть себя не в третьим лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Образовавшаяся «система Я» знаменует переход от самопознания к самосознанию. Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность в самостоятельной деятельности. Наряду с этим ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир людей, где его «Я» занимает новое место.

Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения, который включает в себя:

• стремление к достижению результата своей деятельности;

• желание продемонстрировать успехи взрослому, получить одобрение;

• обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках, бахвальстве.

Этот комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим лицам и к самому себе.

Суть этого новообразования, являющегося поведенческим коррелятом кризиса трех лет, состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Дошкольный Возраст

Характеристика дошкольного детства

Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. По А. Н. Леонтьеву, личностное становление в этом возрасте связано, прежде всего, с развитием соподчинения или иерархии мотивов. Деятельность ребенка, как правило, побуждается и направляется уже не отделенными мотивами, которые сменяются или вступают в конфликт между собой, а определенным соподчинением мотивов. Если связь между мотивами и результатом действия понятна ребенку, то он еще до начала действия предвосхищает значение будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. Примечательно, что эмоции могут появляться до выполнения действия в форме эмоционального предвосхищения.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям между ними и к новой ситуации развития ребенка. Общение со взрослым приобретает внеситуативный характер и осуществляется в двух различных формах — внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.

В сознании ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится примером для его поведения и опосредует его действия. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением «быть, как взрослый» и невозможностью это стремление реализовать на деле. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра.

Общение дошкольников со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со взрослым отличает ряд специфических особенностей, среди которых:

• богатство и разнообразие коммуникативных действий;

• чрезвычайная эмоциональная насыщенность;

• нестандартность и нерегламентированность;

• преобладание инициативных действий над ответными;

• небольшая чувствительность к воздействиям сверстника.

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит, в основном, себя. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения. К 6 годам ребенок начинает воспринимать и себя и другого как целостную личность, несводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.

Кризис шести лет

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения.

Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими симптомами, стоит потеря непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

Младший Школьник

Характеристика младшего школьника

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

В школе ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком.. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений.

С поступлением в школу появляется необходимость постигать не только назначение предметов и явлений, но и их суть. От собственного представления об объекте он переходит к научному представлению о нем.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников — с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь — учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям.

Подросток

Характеристика подросткового возраста

Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением (из десяти классов средней школы по крайней мере в пяти учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

Когда ребенок становится подростком, подросток — юношей, юноша — взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юношей, а 20-летнего — подростком. Но применительно к 14-18-летним употребляются оба эти термина, и это не случайно. Грани перехода от детства к зрелости достаточно условны. Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус человека. В наше время подростковым периодом считается возраст от И до 15-16 лет. Переходный возраст включает в себя два ряда процессов:

• натуральный — процессы биологического созревания организма, включая половое созревание; • социальный — процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны:

• различны темпы физического и психического развития у разных детей (один мальчик в 14-15 лет выглядит взрослым, другой — ребенком); • существуют внутренние диспропорции в созревании отдельных биологических систем и психики; • социальное возмужание по времени не тождественно физическому (физическое созревание происходит значительно быстрее, чем социальное — завершение образования, приобретение профессии, экономическая самостоятельность, гражданское самоопределение и т. д.).

Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Подростки — все еще школьники и находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность — учеба. К биологическим факторам относят половое созревание, а также бурное развитие и перестройку всех органов, тканей и систем организма. Не следует объяснять особенности поведения детей в этом возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно.

Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, а также с бурным физическим развитием, повышает активность, физические и психические возможности детей и создает благоприятные условия для появления у них ощущения взрослости и самостоятельности.

Кризис подросткового возраста

Подростковый кризис всегда особенно интересовал ученых. Кризис этот характеризуется перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров.

Теоретическая разработка этой проблемы началась на рубеже XX века. В это время господствовало представление о том, что источником кризиса и специфических особенностей подростка являются биологические моменты, генетически предопределенные изменения. Появление новых психологических особенностей рассматривалось как явление неизбежное и универсальное, то есть присущее всем подросткам. Из этого следовал вывод: трудности надо перетерпеть, вмешательство с целью что-то изменить нецелесообразно и бесполезно.

Однако постепенно в науке накапливались факты, свидетельствующие о том, что особенности подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых. Особенно бурно у подростка протекает переходный период, если в детстве он усваивал то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. В этом случае он оказывается не подготовленным к будущему по достижении «формальной» зрелости.

Немецкий психолог К. Левин констатировал, что в современном обществе существуют две самостоятельные группы — взрослых и детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами: он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности К. Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и, соответственно, чем длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период.

Л. С. Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание кризиса.

По мнению Л. И. Божович, подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию

Многие авторы связывают понятие кризисного развития с проблемой «акцентуаций характера». В подростковом возрасте формируется большинство характерологических типов, их черты еще не сглажены и не компенсированы последующим жизненным опытом, как это нередко бывает у взрослых. Именно в подростковом возрасте различные типологические варианты нормы выступают наиболее ярко как «акцентуации характера». У подростка от типа акцентуации характера зависит многое: само прохождение пубертатного кризиса, проявление острых аффективных реакций, неврозов, общий фон поведения.

А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.

Знание акцентуаций характера необходимо для налаживания отношений с подростком в семье, классе, внешкольных группах.

Старшеклассник

Характеристика раннего юношеского возраста

Возраст ранней юности — 15-17 лет — не всегда признавался особым этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества.

С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни. Однако было бы ошибочно рассматривать юность только как период подготовки к взрослой жизни. Каждый возраст важен сам по себе, независимо от связи с последующими возрастными периодами.

При использовании понятия «ранний юношеский возраст» надо различать:

• хронологический возраст — прожитое человеком число лет;

• физиологический возраст — степень физического развития человека;

• психологический возраст — степень личностного развития;

• социальный возраст — степень гражданской зрелости.

Эти возрасты могут не совпадать у одного и того же лица: существует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно внутриличностной (гетерохронность развития одного и того же индивида) и межличностной (хронологические сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития). Поэтому при встрече со старшеклассником часто возникает вопрос: с кем мы фактически имеем дело — с подростком, юношей или уже взрослым человеком? Как правило — решается применительно к какой-то конкретной сфере деятельности.

Помимо гетерохронности и неравномерности развития, нужно учитывать и существование принципиально разных типов развития:

• бурный и кризисный, характеризующийся серьезными поведенческими и эмоциональными трудностями, конфликтом;

• спокойный и плавный, но до некоторой степени пассивный с выраженными проблемами формирования самостоятельности;

• тип быстрых, скачкообразных изменений, не вызывающих резких эмоциональных взрывов.

Говоря о юношеском возрасте, необходимо иметь в виду не просто возрастные, а половозрастные особенности, ибо половые различия весьма существенны и проявляются в специфике эмоциональных реакций, в структуре общения, в критериях самооценок, в психосексуальном развитии, в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения.

И, наконец, давая характеристику раннего юношеского возраста необходимо учитывать, что у каждого поколения юношей есть характеристики, которые присущи в принципе самой юности, но удельный вес этих характеристик у различных поколений может не совпадать. Кроме того, существуют и такие характеристики, которые свойственны только тому или иному поколению молодежи и обусловлены внешними факторами развития.

Личностное развитие старших школьников

Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира.

Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики.

Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Судя по имеющимся данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Уровень развития «Я» тесно связан с развитием других личностных особенностей. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в это направлении наблюдаются у всех — они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества.

Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения.

В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т. д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими.

Приятно отметить, что сегодня активно проводится профессиональное консультирование школьников и их родителей по проблемам выбора профессии. Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском возрасте во многом зависит от потребности в достижении. Потребность в достижении понимается рядом исследователей как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха именно в сфере общения.

Потребность в общении

Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов.

Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения — для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со Взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

Возможные проблемы

Как мы и говорили, на первой неделе беременности по акушерскому методу отсчета, который мы избрали в нашем календаре, фактически беременность не наступила. Ещё идёт менструальный цикл. После него созревание яйцеклетки, а только потом (через 12-16 дней) оплодотворение. Поэтому о возможных проблемах первых двух недель говорить нет смысла. Лучше подготовить будущую маму к возможным проблемам ранних сроков беременности.

Ключевое слово здесь «возможных». Совершенно необязательно всё перечисленное, или даже часть этого коснётся именно вас. Каждый организм индивидуален.

Высока вероятность, что нижеследующие недуги никак беременную девушку не побеспокоят.

К гипотетическим проблемам ранних сроков беременности относятся:

  1. Молочница при беременности, сопровождающаяся зудом и творожистыми выделениями.
  2. Ранний токсикоз, сопровождающийся тошнотой по утрам, низким аппетитом и плохим самочувствием.
  3. Замершая беременность, вероятность которой крайне невелика, если соблюдать все рекомендации специалистов.
  4. Учащенное мочеиспускание, связанное с тем, что растущая матка давит на мочевой пузырь.
  5. Запоры.
  6. Самопроизвольный аборт, или выкидыш, который также бывает крайне редко при соблюдении всех правил на этапе планирования беременности и собственно вынашивания ребенка.
  7. Перепады и резкие изменения настроения.
  8. Нарушения сна, чувство недосыпа, разбитости и усталости.

Настраивайте себя на позитивную волну. Мы перечислили то, что с некоторой долей вероятности встречается у беременных женщин на ранних сроках. Осведомлен – значит, вооружен. Рождение здорового ребенка во многом зависит от положительного настроя и оптимизма будущей мамы!

Что случится, если ребенок будет неправильно лежать в утробе перед родами?

Основными осложнениями при неправильном положении плода можно считать:

  • преждевременные роды;
  • стремительные роды;
  • преждевременное излитие околоплодных вод;
  • выпадение частей плода;
  • присоединение инфекционных осложнений;
  • гипоксия плода;
  • асфиксия плода;
  • кровотечения;
  • выпадение пуповины;
  • сепсис;
  • разрыв матки;
  • гибель плода.

Неправильное расположение плода может стать причиной опасных осложнений. Поэтому необходимо грамотно вести беременность и контролировать расположение ребенка в животе по неделям беременности. Для этого нужно применять

УЗИ согласно срокам беременности, а особое внимание уделять расположению ребенка после 34 недели беременности. При соблюдении правил и диагностических мероприятий частота осложнений существенно снижается.

Полезные советы и рекомендации для будущей мамы

Внутри женщины грядет зарождение новой жизни, и меры, принимаемые по сохранению ее здоровья в данный период, как никогда, важны. Поэтому в это время важно выяснить — что нельзя в первую неделю беременности. Если вы не сделали этого раньше, начните прямо сейчас, и это обязательно благотворно скажется на развитии малыша в будущем.

  1. Наверное, самое главное предостережение — это отказ от всевозможного поступления яда в организм женщины. То есть курение и алкоголь на первых неделях беременности следует исключить полностью.
  2. Все медикаменты, которые по той или иной причине женщина вынуждена применять, должны быть одобрены врачом. Всем известно, что многие лекарственные препараты могут вызвать необратимые процессы в организме женщины. Поэтому недопустимо принимать лекарства без разрешения врача.
  3. Стараться не делать рентгенологических облучений органов брюшной полости. Такие исследования проводят лишь при возникновении крайней необходимости!
  4. Стрессовые ситуации негативно влияют на состояние здоровья будущей мамы, поэтому желательно решать все возникающие проблемы мирным путём. Не ссорьтесь с близкими, не конфликтуйте с сотрудниками! Гораздо лучше будет создать уютную романтическую атмосферу дома с мужем, ведь секс на первых неделях беременности не только позволит вам расслабиться, но и укрепит отношения с супругом в интимной сфере.
  5. Максимально избегать контакта с больными людьми. Важно, в холодное время года тепло одеваться и беречь себя от простуды и различных заболеваний, которые могут вызвать повышение температуры, что крайне нежелательно на первых неделях беременности. На помощь тут приходят пресловутые чеснок и лук — лучшие средства профилактики простуды на первых неделях беременности.
  6. Чтобы укрепить иммунитет и обогатить организм недостающими микроэлементами, рекомендуется принимать витамины уже на первых неделях беременности. Но не стоит забывать и о правильном полноценном питании, которое так важно. Рацион должен обязательно включать овощи, фрукты, злаки и молочную продукцию. Особенно важно стоит обратить внимание на содержание в продуктах фолиевой кислоты, которая поможет предотвратить врождённые дефекты и поможет нормальному развитию плода.

Общие понятия правильного и неправильного положения плода в животе при беременности

Расположение ребенка в животе по неделям в полости матки представляет собой направление, в которое обращено лицо ребенка. Различают заднее и переднее положение плода. Когда лицо ребенка обращено в сторону спины матери, это считается передним положением. А когда лицом вверх, то есть в сторону передней брюшной стенки, следует говорить о заднем предлежании.

Оно бывает:

  • продольным;
  • поперечным;
  • косым.

Под термином «предлежание» понимается расположение определенных частей тела малыша по отношению к малому тазу матери.

Оно бывает следующих видов:

  • головное;
  • лобное;
  • лицевое;
  • тазовое (может быть ножным или ягодичным);
  • поперечное (плечевое).

Правильным расположением считается переднее головное. В этих случаях головка ребенка обращена в сторону входа в малый таз, а лицо повернуто кзади. Роды при таком положении происходят естественным образом по физиологическим родовым путям и, как правило, протекают благополучно.

Неправильное положение плода подразделяется на следующие виды:

  • задний вид головного предлежания (лицо обращено к передней брюшной стенке);
  • тазовое (когда в сторону входа в малый таз тело ребенка повернуто ягодицами и ногами);
  • поперечное предлежание (ребенок лежит плечом к входу).

Кроме того, встречается лобное и лицевое предлежание, однако медицинская статистика о них упоминает довольно редко.

Питание будущей мамы

Питание будущей мамы на протяжении всей беременности, в целом, и на ранних сроках, в частности, должно быть разнообразным, сбалансированным и здоровым. Придётся отказаться от копченого, острого, жареного. Предпочтение следует отдавать блюдам, приготовленным на пару, тушеным, отварным. Больше свежих овощей и фруктов, зелени и ягод. От газированных напитков (лимонада, пепси и колы) желательно воздержаться. Не злоупотребляйте кофе, шоколадом, цитрусовыми и мёдом (продуктами с высоким риском аллергических реакций). Чтобы избежать токсикоза, питание лучше сделать дробным – часто и маленькими порциями. Пять-шесть раз в день. Налегайте на молочные продукты – источник кальция, и отварное мясо с морепродуктами – источник белка.

Ощущения в груди на первом месяце

Убеждение, что грудь болит в первые же дни после зачатия, верно не для всех. Подготовка молочных желез к будущей лактации у каждой девушки проходит индивидуально. У одних грудь набухает и увеличивается в размерах, у других это происходит только накануне родов. От того, как именно грудь будет вести себя во время беременности, качество и количество молока не зависит.

Ощущения в груди на первом месяце

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]