Маленькие дети быстро развиваются, особенно на первом году жизни. Еще недавно малыш был как небольшой комочек, он не мог держать голову, фокусировать взгляд, но за короткое время научился произносить звуки, ползать и сделал первые шаги. Надо знать, каким должно быть развитие ребенка в 1 год, чтобы вовремя реагировать на возможные отклонения. За первые 12 месяцев жизни малыш научился уже многому, но впереди его ждут важнейшие этапы взросления и развития — поход в детский сад и школу, поэтому необходимо обеспечить своевременную вакцинацию по календарю прививок и грамотный уход за крохой.
Самое главное, чтобы в семье была любовь.
Нормы для детей в один год
На первом году жизни дети активно растут, в месяц они прибавляют 1-1,5 см, после 12 месяцев этот процесс немного замедляется. Они активно набирают вес — 300-350 г за 30 дней, окружность головы и груди увеличивается в среднем на 5 мм.
К концу первого года малыш утраивает свой вес, затем темпы прибавки снижаются.
В этом возрасте стопы еще плоские, но после того как ребенок начнет ходить, жировые складочки постепенно исчезнут и образуется изгиб.
В среднем появляется до 8 зубов, но это все условно, у одних их 10-12, а у других всего 2. Беспокоиться надо, если к концу первого года зубов совсем нет.
Мальчики
Мальчики чаще рождаются более крупными и в этот период развиваются немного быстрее. В средним их вес 8,9-11,6 кг, а рост — 72,3-79,7 см. Это данные отечественных педиатров, по классификации ВОЗ диапазон немного больше.
Девочки
Они растут немного медленнее и к концу первого года достигают 71,4-78 см, а их вес — 8,5-10,8 кг.
Двигательная активность ребенка
То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.
Активные движения.
Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.
Танцы.
Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.
Быстрое передвижение на четвереньках
. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.
Ходьба с поддержкой родителей.
Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].
Физическое развитие
Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.
В связи с активным ростом зубов, у детей напухают десна, повышается температура и они капризничают.
Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.
Рост и вес
Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.
Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ
Пол | Нижний предел | Верхняя граница |
Рост мальчиков, см | 71 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12 |
Вес девочек, кг | 7 | 11,5 |
Окружность головы и груди
Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.
Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы
Пол | Нижняя граница | Верхний передел |
Окружность головы мальчиков | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек | 42 | 47,6 |
Окружность груди мальчиков | 46 | 52,5 |
Окружность груди девочек | 46,3 | 51,4 |
Как проверить уровень развития ребенка
Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:
- посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
- оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
- послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
- посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
- оценить количество зубов;
- поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.
Физиологические изменения малыша в годик
Ребенок должен учиться самостоятельности. Нужно уметь его страховать, но если он упал, то надо давать ему возможность подняться самому.
Зрение
Активно развиваются все органы, в том числе и зрение. Оно становится острым, и ребенок начинает замечать мелкие вещи, на которые взрослые не обращают внимания. Он реагирует на яркие предметы и старается их достать. Если есть симптомы плохого зрения, не ждите, идите к детскому окулисту.
Слух
В год у детей уже хороший слух, они различают голоса родителей, реагируют на звуки, начинают произносить первые слова, пытаются участвовать в разговорах. Для проверки можно тихонько попросить малыша сделать что-то простое или подать предмет, по его реакции оценивают, как он слышит.
Поиграйте с малышом на музыкальных инструментах.
Мимика и речь
В этом возрасте дети знают 20-40 слов. Многое зависит от родителей, того, сколько времени они с ними проводят. Ребенок активно использует мимику, чтобы передать свое настроение, требования, повторяет выражение лица окружающих его людей.
Режим сна
Суточная норма составляет 13,5 – 14 часов. Из них 2 часа обязательно составляет дневной сон. Ребенок в этом возрасте активно двигается, много играет и отдых необходим для полноценного восстановления сил.
Перед сном, вечером, нужно приготовить малыша, искупать, почитать книгу, пообщаться. Пусть он расскажет, что интересного он узнал за целый день, куда бы ему хотелось пойти на прогулку завтра. Чтобы сон был спокойным, создайте соответствующую атмосферу: можно повесить в комнате ночник со звездочками. Так малыш не будет бояться темной комнаты и с удовольствием привыкнет засыпать самостоятельно.
Очень важно придерживаться режима сна, чтобы ребенок четко знал, когда он должен читать сказку на ночь и ложиться в кроватку. Так малыш будет полноценно отдыхать.
Умения ребенка
Есть ряд навыков, которыми должны обладать дети такого возраста:
- быстро и активно двигаться;
- брать 2 предмета в 1 руку;
- собирать пирамидку;
- произносить 10-15 простых слов;
- понимать родителей;
- знать некоторых животных;
- запоминать события, происходящие несколько дней назад;
- уметь пользоваться простыми предметами;
- повторять действия родителей, понимать и выполнять их просьбы.
Ребенок с удовольствием собирает пирамидку и повторяет простые слова.
Тест на развитие
- Малыш с интересом (а иногда и с опаской) реагирует на незнакомых людей и новые игрушки.
- Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ими пользоваться.
- Ребенок пританцовывает, когда слышит музыку.
- Он знает близких людей по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
- «Разговаривает» с игрушками.
- Кроха имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия.
- Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослого, не любит запреты и отказы.
- Он хорошо понимает речь родителей и знает значение такие слов, как «дай», «нет», «подойди», «можно».
- Он знает многих животных и показывает их на иллюстрациях.
- Ребенок с удовольствием прячет и ищет игрушки, наполняет ящики и коробки игрушками и опорожняет их.
Помощь в развитии: действия родителей
Чтобы ребенок правильно развивался, ему должны активно в этом помогать родители.
Здесь нет ничего сложного, достаточно выполнять такие мероприятия:
- знакомить его с яркими и красочными книгами, читать с интонаций и использовать мимику;
- для развития слуха включать негромкую музыку, звуки природы;
- изучать в игровой форме цвета, предметы, буквы и цифры;
- работать с пластилином, глиной, красками.
Главное, все делать вместе, а занятия проводить в игровой, ненавязчивой форме.
Специальные занятия
Чтобы развивать крупную моторику, малыш должен играть с большими игрушками. Маленькие предметы помогут усовершенствовать мелкую моторику. Разрешайте общаться с другими детьми, так приучают к поведению в коллективе.
Для пополнения пассивного словарного запаса много разговаривайте с детьми, читайте им стихи, сказки, называйте окружающие предметы и т.д. Удовлетворяйте любопытство малыша, если он на что-то показывает пальцем, объясните значение этого предмета.
Чаще играйте в ролевые игры, они не должны быть сложными, чтобы малыш все понимал и активно принимал в них участие. Учите говорить предложениями, чтобы он не просто звал маму и показывал на предмет, который хочет, а просил об этом словами.
Развивающие игры
В этот период приучают к самостоятельности. Играют вместе, но при этом дают возможность малышу самому выполнять то, что он уже умеет.
Игры должны быть не только интересными, но и развивающими, чтобы ребенок изучал окружающий мир, тренировал координацию, память, речь:
- Повторяйка. Называйте легкие слова или слоги и просите ребенка их повторить. Чтобы добиться результата, это проделывают несколько раз.
- Прятки. Игра развивает память и ориентацию в пространстве.
- Танцы. Родители показывают детям движения, а они их повторяют.
Книжки
В них должно быть много ярких картинок, простой сюжет. Не стоит покупать дорогие экземпляры, в этом возрасте дети рвут, грызут, облизывают книги, и не всегда удается это предотвратить.
Книжки с яркими картинками будут интересны для маленьких детей.
Мультфильмы
Мультфильмы для годовалых детей имеют логичную и простую структуру. В них медленно меняются картинки, чтобы малыш успевал понимать, что происходит. Длительность не более 10 минут. Перед сном их лучше не показывать.
Игрушки
Подбирают игрушки, помогающие развивать не только физические, но и эмоциональные способности.
Рекомендуется использовать:
- музыкальные и говорящие игрушки;
- мягкие мячи;
- кубики и пирамидки;
- игрушки для игры в песочнице;
- мягкие куклы или зверьки;
- имитации предметов быта;
- картонные книги;
- игрушки, которые надо тянуть или толкать.
Не показывайте сразу все, лучше часть спрятать, а затем заменить наскучившие предметы новыми.
Ребенку нужны развивающие игрушки.
Развитие речи
В 12 месяцев пассивный словарный запас намного богаче активного, то есть малыш понимает гораздо большое слов, чем может произнести. Обычно он использует около 10 лепетных слов и хорошо произносит 3 — 4 слова.
Темпы формирования речи, во многом, задаются родителями, так как именно они создают условия для развития речи ребенка. Ниже приведены главные факторы, влияющие на создание благоприятной развивающей среды для малыша.
Чтение
Читайте с ребенком сказки, потешки и стишки. Книги способствуют увеличению пассивного словаря крохи и обогащают его опыт разнообразными жизненными ситуациями.
Выберите несколько стихов, которые вы будете сопровождать движениями, ребенок будет с удовольствием за вами повторять.
Указательный пальчик
Годовалый ребенок часто показывает на какой – то предмет пальцем и хочет, чтобы родители объяснили ему его предназначение. Ловите такие моменты и удовлетворяйте любопытство малыша.
Расширение пассивного словаря
Называйте ребенку различные предметы, пусть он находит их глазами и указывает на них пальчиком. Таким образом, вы будете знать, что малыш понимает больше, чем может сказать.
Сюжетные игры
Двенадцатый месяц предполагает обучение ребенка ролевым играм. Проигрывая житейские ситуации, вы помогаете малышу развить социальные навыки и создать собственное представление о реальности, которая его окружает.
Сюжеты игр не должны быть слишком сложными, главное, чтобы малыш их хорошо понимал.
Предложения
Помогайте ребенку строить предложения. Если он тянется ручками к предмету, до которого не может достать, а потом смотрит на вас и говорит «мама», объясните, что в такой ситуации следует сказать – «Мама, дай … (название предмета»).
Режим дня
В этом возрасте режим дня часто меняется, т.к. малыш активно растет. Для хорошего самочувствия детей родители должны уметь правильно организовать их сон, бодрствование и питание.
Сон
Общий сон на протяжении суток составляет 10-14 часов, при этом днем надо спать около 3 часов. Многие дети этого возраста днем спят еще 2 раза, первый сон около 2 часов, второй в пределах часа. Примерно в 18 месяцев постепенно переходят к одноразовому дневному сну.
Дети должны иметь полноценный крепкий сон.
Бодрствование
В первой половине дня предпочтение отдают активным играм и занятиям, а ближе к вечеру переходят к более спокойным.
Прогулки
При хорошей погоде на улицу надо выходить минимум 2 раза, 1 дневной сон лучше проводить на свежем воздухе. Оптимальное время для прогулок — 10-11 часов и 16-17 часов. Летом на улице проводят 5-6 часов, в прохладную погоду — 1-2 часа, а в плохую лучше остаться дома.
Прогулки на природе с папой.
Распорядок дня
Дети до одного года могут нарушать примерный режим дня. Это зависит от многих факторов: прорезывание зубов, колики, особенности грудного вскармливания (засыпание возле груди, ночные перекусы), общие недомогания в связи с появлением первых прикормов.
После года режим уже более или менее стабилизируется. Все больше малыш бодрствует, многое понимает, употребляет с удовольствием много взрослых продуктов, обладает многими навыками и умениями, привыкает и умеет проситься на горшок, любит играть и общаться. Это уже осознающий и коммуникабельный человек. Поэтому режим дня соблюдать легче, да и объяснить уже все можно. Главное, стараться, проявлять терпение, и все делать с любовью, а еще помнить, что основное – питание, сон и развитие. Большинство повседневных дел с ребенком можно и нужно выполнять в игровой форме.
Режим дня
Действие | Часы |
Пробуждение, гигиенические процедуры, одевание, гимнастика или массаж (общение с мамой) | 6.30 – 7.00 |
Завтрак | 7.30 – 8.00 |
Прогулка (желательно на свежем воздухе), игры со сверстниками, общение | 8.00 – 9.30 |
Сон | 9.30 – 11.30 |
Обед, обычное меню: введение новых блюд | 11.30 – 12.00 |
Прогулка на свежем воздухе, активные и развивающие игры, общение со сверстниками и близкими | 12.00 – 14.30 |
Сон | 14.30 – 15.30 |
Полдник, легкий прием пищи | 15.30 – 16.00 |
Прогулка, чтение книг, спокойные игры | 16.30 – 19.00 |
Ужин, купание, гигиенические процедуры, общение с мамой, колыбельная, подготовка ко сну | 19.00 – 19.30 |
Сон | 19.30 – 6.30 |
Таблица является примерной. Все дети разные, но придерживаться основных этапов желательно по часам. Так малыш начнет понимать и знать, когда спать, когда играть, кушать и гулять. Да и взрослому будет легче планировать день. Ведь еще есть хозяйственные дела, да и так как малыш более активный и оставить и на минуту нельзя, все время придется планировать.
Питание малыша в годик
Малыш уже берет ложку и пытается кушать самостоятельно. В день он ест 5 раз и съедает около 1,2 кг (250 г за 1 раз). Питание должно быть таким, чтобы обеспечивать растущий организм энергией. Одного молока уже мало, поэтому вводят другие продукты (овощи, фрукты, каши, супы).
Включите фрукты в рацион ребенка.
Режим питания
Зубов в этом возрасте у малыша всего 8, но все равно необходимо давать твердую пищу, только следует ее хорошо измельчать. Только творожки и пюре – этого будет маловато.
- В этот период нужно разнообразить меню малыша молочными продуктами. Кефир, йогурт, сметана должны войти в ежедневный рацион. Чтобы не внести различные консерванты или жиры, которые могут принести вред, стоит брать молочные продукты в детской молочной кухне.
- Ребенку очень нужны различные витамины и минералы, поэтому овощи и фрукты необходимо давать ребенку каждый день. С удовольствием малыш будет грызть кусочек морковки или яблочка. Также уместными будут овощные рагу и супы, тушеные овощи.
- Овощи для салатов можно потушить и дополнить блюдо кусочком отварного яичка. Картофель, морковь, кабачок и свекла полюбятся малышу.
- Обязательным является добавление в рацион нежирных сортов мяса: молодой телятины, говядины и молодой курочки. Уместными будут паровые котлетки, паштеты и запеканки. Лучше давать ребенку мясные блюда в обед, потому что на ужин это может быть слишком тяжелой пищей перед сном.
- В небольшом количестве добавляется в меню и рыба. Рекомендуются следующие сорта: нежирная треска, минтай. Можно добавлять немного проваренных овощей.
- Полезными будут каши из различных злаковых. Гречка, рис, манка, овсянка, ячка и перловка могут быть сварены на воде или на молоке. Можно добавить несколько грамм сливочного масла. Каша обычно подается на завтрак.
- На полдник рекомендуется делать салаты из фруктов. Основными являются бананы, яблоки и груши. При возможности добавляются и ягодки: малинка, черника, смородина и клюква. Это не только полезно, но и очень вкусно. Можно делать салаты с добавлением йогурта.
Меню для ребенка на 1 день
Завтрак – омлет на пару, каша на молоке, хлеб с маслом (без корочек), чай.
Обед – борщ протертый, суфле из курицы, картофельное пюре, компот.
Полдник – кефир, печенье, яблоко тертое.
Ужин – Гречневая каша, молоко, хлеб.
Некоторые родители считают, что если ребенок многое ест, значит можно давать абсолютно все блюда, которые едят взрослые. Но это не так. Есть продукты, которые еще долго малышу давать категорически нельзя.
Список запрещенных продуктов
- Все виды бульона (они слишком концентрированные для детского организма).
- Колбасы и сосиски, кроме тех, которые сделаны специально для детей.
- Пшенные каши, кроме адаптированных вариантов для малышей.
- Творожки, творожная масса, чудо-молоко и десерты промышленного производства.
- Морепродукты.
- Шоколад в любых видах.
- Торты и пирожные с кремом.
- Грибы.
- Жареная пища (она будет раздражать слизистую желудка ребенка).
- Блюда в панировке, с уксусом и специями (кабачковая икра, баклажанная).
Соль в пищу добавлять можно. Но только небольшими порциями. Учитывайте, что некоторые продукты содержат соль в своем составе, так что натрий и хлор, необходимые для человека, поступают в рацион в нужном количестве.
Место для кормления должно быть у ребенка свое. Специальный столик и стульчик, за которым сидит ребенок должны быть приспособлены для роста малыша. Он уже пытается кушать самостоятельно, поэтому проявите терпение, когда в радиусе метра вокруг чада все в картофельном пюре. Когда малыш устает, то аккуратно докормите его с ложечки. Во время еды следует убирать предметы, которые могут отвлекать малыша, выключать телевизор. Кушать рекомендуется рядом с ребенком. Он будет смотреть на вас и повторять движения. Подвязывайте слюнявчик во время кормления и обязательно хвалите, если малыш сам пытается принимать пищу и пить. Ни в коем случае не ругайте, потому что потом вообще не заставите усесться за тарелку.
Уход за годовалым ребенком — малышу 1 год
С каждым днем взросления наш ребенок становится все более самостоятельным. Он уже умеет сам пить из чашки, у него неплохо получается — кушать ложкой, хотя пока еще и не всегда это у него аккуратно выходит.
Роль родителей в этот момент, уходу за своим годовалым ребенком сводится к тому, чтобы научить его азам самообслуживания, следить за его питанием, режимом сна, распорядком дня, гигиеной, и, конечно же, здоровьем.
Ребенок пока еще не всегда сам просится в туалет (на горшок). Чтобы ускорить данный процесс, желательно высаживать его на этот гигиенический «трон» сразу же после принятия пищи, а также каждые час-полтора. Со временем у него выработается эта привычка, и если вдруг вы забудете его посадить туда, он сам напомнит об этом, попросит вас.
Также не забывайте следить и за длиной прически малыша (волос), чтобы челка не закрывала ему глазки. Своевременно подстригайте челку, как и быстро отрастающие ногти. Хотя дети и не очень любят данные процедуры — постарайтесь совместить их с какой-то игрой.
Игровую комнату, где обычно спит и играет ваш малыш, необходимо как можно чаще проветривать и проводить влажную уборку. Но обязательно следите, чтобы не было сквозняков, а в том месте, где ваш ребенок обычно играет — должен быть постелен ковер на полу.
Периодически мойте с мылом пластмассовые игрушки, которыми играется ваш ребенок. Постепенно приучайте малыша к порядку, для этого вместе с ним собирайте игрушки после его игры с ними в ящик или коробок, расставляйте их на предназначенной для игрушек полке. Вначале ему нужно заинтересовать и помогать в этом, в дальнейшем он уже и сам будет с удовольствием справляться с этой обязанностью.
Уход и режим дня ребенка в 1 год: сон, бодрствование, кормление, прогулки
При достижении годовалого возраста режим ребенка понемногу меняется. Помните, что, несмотря на всю его активность, он еще не достаточно силен, поэтому довольно быстро наступает усталость.
В его комнате должен регулярно циркулировать свежий воздух. В прохладное время года спальня должна проветриваться несколько раз. Независимо от времени года, малышу необходимо бывать на прогулке ежедневно, минимум по два часа. Не катайте его только на коляске, он должен периодически прогуливаться пешком.
В первых полгода он питался исключительно молочными смесями или материнским молоком, однако к году его рацион должен существенно разнообразиться молочными кашами, фруктовыми и овощными пюре, паровыми котлетками, печеньем, тушенными овощами, творогом и прочим.
В это время у ребенка появляются первые зубы, он учится пережевывать еду. Это не является знаком того, что он готов полностью перейти на «взрослую» пищу. Пока ему приходится готовить еду отдельно от прочей семьи. Подавайте детские блюда в перетертом или мелко нарезанном виде.
С какими продуктами пора знакомить годовалого карапуза: куриные или перепелиные яйца, гречневая и овсяная каша, макароны, картофель, сырые и отварные овощи, молочные супы, отварное мясо, сливочным маслом, хлебом, печеньем. В некоторые блюда добавляйте измельченную зелень – петрушку, укроп, зеленый лук.
В год ребенку запрещается предлагать жареные блюда – ему походят лишь вареные, запеченные на пару. Непременно протирайте твердые овощи и фрукты, вроде яблок, моркови. Дыню, арбуз, банан допустимо просто нарезать на небольшие кубики. Сливы, вишню, абрикосы желательно подавать в отварном виде – пюре, компот.
Пока детский желудок совсем мал, а вот энергии у малыша предостаточно, поэтому необходимо частое кормление небольшими порциями. За сутки он должен поесть пять раз: завтрак, обед, полдник, ужин и на ночь печенью с кефиром или другая простая еда. К полутора годам можно будет переходить к четырехразовому питанию, отменив прием еды перед сном. У ребенка плохой аппетит? Может помочь красиво поданная пища, яркие тарелочки, интересные салфетки и прочие аспекты, привлекающие внимание.
Годовалому карапузу нужно спать примерно 13-14 часов в день. Для ночного сна достаточно около 11-12 часов. Днем продолжительность сна составляет около 2-3 часов. Индивидуальные потребности детского организма определяют время бодрствования. Зачастую достаточно около 4 часов бодрствования, но некоторые крохи не хотят спать гораздо дольше.
В год многие дети хотят спать лишь раз, но такой ритм способны выдержать не все. Гораздо комфортнее для годовалых чад сон дважды в день примерно по полтора часа. Второй сон может быть короче. Для детей, спящих ночью 12 часов и более, подходит один дневной сон, продолжительность которого должна быть не меньше 2-х часов. Старайтесь соблюдать режим – 11-12 часов ночного сна обеспечивают необходимой энергией, достаточной для активного психологического и физического развития.
Умения и навыки годовалого малыша
К концу первого года жизни кроха очень любит чувствовать свою значимость и способен выполнять даже сложные просьбы родителей и близких. Если малыша попросить принести какой-либо предмет или попросить помощи в легкой работе, он с большим удовольствием сделает это и будет собой гордиться. Не забывайте при этом говорить своему чаду, какой он молодец или «спасибо» в знак благодарности о помощи вам. На втором году жизни ребенок впитывает в себя новую информацию как губка. Но при этом всем с ним все равно нужно продолжать заниматься и помогать осваивать новые знания. В полтора годика детки уже могут отвечать на несложные вопросы, показывать на картинке животных, говорить, как они делают, могут показывать, а иногда даже и называть свои части тело: носик, глазки, ротик, ушки. Однако посторонний человек наверняка не поймет вашего ребенка, ведь несмотря на своеобразные навыки общения, связной речью малыш еще похвастаться, не может. Но при этом ребенку не стоит расстраиваться, ведь для малознакомых людей он может выражать свои желания эмоциями и мимикой. Малыш подрос и понимает, что у него есть своя территория, которой он не всегда готов делиться с другими детьми. Чаще всего детки такого возраста играют самостоятельно или пытаются приобщить к своей игре маму с папой. Еще совсем недавно новорожденный малыш находился в компании только самых близких ему людей, а уже сейчас родители берут его с собой в гости. К такому кроха не всегда бывает готов и отказывается делиться внимание родителей. Только ближе к двум годам ребенок привыкает взаимодействовать с окружающим миром, проявляя при этом особенности характера. Интерес начинают вызывать дети постарше, которым можно подражать. С ровесниками игра заключается немного в другом. Они могут вместе играть, могут начинать повторять друг за другом определенные действия и жесты. Зачастую ровесники начинают отбирать друг у друга игрушки, но бывает, что просто играют ими, обмениваясь. С года до полутора лет дети становятся более активными и физически развитыми. Не стоит ругать ребенка за интерес к чему-то новому, наоборот, поощряйте его в стремлении к активности и открытию нового для себя. Стоит предоставить малышу достаточно места для активных игр, и дать ему самостоятельно принимать решения. Хранение игрушек на сегодняшний день не составляет абсолютно никакого труда, ведь детский рынок может вам предоставить большой выбор корзин, ящиков на колесиках, сундучков, куда ребенок может с легкость сложить и достать игрушки. У ребенка второго года жизни уже развивается логическое мышление, и он прекрасно понимает, что для того, чтобы дотянутся до интересующего его предмета, ему следует подставить предмет, с помощью которого он сможет добраться до желанной цели. Как и в младенчестве, годовалому ребенку необходим контакт с интересными яркими цветам. Поэтому используйте их как можно чаще: в интерьере детской комнаты, в игрушках, одежде, книжках. Не менее интересной является и улица, где малыш проводит много времени – это тоже стимулирует зрение ребенка и развивает его мозг. Для того, чтобы словарный запас малыша пополнялся быстро, разговаривайте ним, учите новым словам когда играете вместе или просто одеваете кроху. Во время приготовления и употребления пищи, следует рассказывать малышу какая она на вкус, горячая или холодная, жидкая или густая. Когда идете гулять на улицу, и одеваетесь, говорить ребенку как называется вещи его гардероба. На прогуле старайтесь комментировать происходящее вокруг — пение птиц, действия людей, описывайте природу. Но не следует от ребенка ожидать быстрых результатов — последовательности действий, умения считать и различать цвета. Для этого нужно время. И запомните — чем больше вы разговариваете со своим ребенком, тем быстрее он научится вас понимать и тем скорее начнет говорить.
Когнитивное развитие ребенка в 2 года
В 2 года ребёнок должен уметь:
• хорошо понимать речь, рассказы и сказки (разумеется ориентированные на детей данного возраста);
• копировать движения любимых игрушек — мишки, куклы, обезьянки;
• узнавать знакомые предметы на картинках и называть их;
• складывать простые карточные головоломки (3-4 карточки);
• называть предметы изображённые на картинках;
• считать от 1 до 3 и понимать значение этих цифр;
• уметь на пальчиках показать свой возраст;
• знать, что ребенок мальчик или девочка.