Раннее развитие или Как сделать детство ребенка ярким?


Какие изменения происходят в организме матери на первой неделе беременности

На первой неделе наступает и завершается менструация. Кровоточащая поверхность матки заживает. В яичниках женщины начинает созревать фолликул — крошечный пузырек, содержащий яйцеклетку. Этот процесс регулируется гормонами, которые вырабатываются в яичниках и головном мозге. Хотя опосредованно на созревание яйцеклетки влияют и другие органы и ткани: например, щитовидная железа, надпочечники, жировая ткань.

Иногда в организме женщины созревает не одна, а две или три яйцеклетки. Впоследствии, если все они оплодотворятся, наступит многоплодная беременность, а на свет появятся непохожие друг на друга разнояйцевые близнецы. Вероятность такого развития событий выше у женщин, в чьих семьях уже рождались двойни или тройни. Шансы на рождение близнецов также сильно возрастают после 35-39 лет.

При идеальном менструальном цикле фаза созревания фолликула продолжается около 2 недель. К моменту овуляции (разрыва своих оболочек) он достигнет размера абрикосовой косточки.


Если вы отслеживаете овуляцию с помощью УЗИ, то на этой неделе оно подтвердит рост доминантного фолликула. По размеру пузырька врач сможет спрогнозировать примерную дату выхода яйцеклетки.

У большинства женщин овуляция и оплодотворение происходят в середине менструального цикла. Поэтому1 неделя беременности после зачатияприходится на 3-4 недели акушерского срока. А в тот момент, когда вы обнаружите задержку менструации, срок вашей беременности, с точки зрения акушера-гинеколога, составит уже 4-5 недель.

Развитие ребенка дошкольного и школьного возрастов

Главное дело ребёнка с момента его появления на свет – это исследование мира. Каждый малыш развивается в своём темпе, бесконечно совершая маленькие открытия и радуя родителей своими достижениями. И, безусловно, каждый родитель хочет помочь своему ребёнку развиваться активно и с интересом. Жизнь современных мам и пап полна вопросов и сомнений, связанных с тем, когда лучше всего начинать раннее развитие ребёнка, нужны ли дополнительные занятия школьникам, какое направление выбрать и нужно ли вообще начинать. Давайте попробуем разобраться в этом водовороте вопросов.

Зачем нужно раннее развитие детей?

Детство ребёнка до его поступления в школу делится на несколько периодов, каждый из которых является уникальным временем в развитии, осознании себя, приобретении новых навыков и умений. Именно это время определяет здоровье, благополучие, способности к обучению и поведение человека в будущем.

Развитие ребенка: плюсы правильно организованного раннего развития

  • активное образование новых нейронных связей в мозге;
  • гибкость ума и способность творчески и нестандартно мыслить;
  • положительные эмоции и радость открытий;
  • преодоление малышом стеснительности и умение общаться с детьми и взрослыми;
  • любовь к познанию в широком смысле слова;
  • возможность более близкого контакта с малышом. Благодаря раннему развитию мы не просто даём ребёнку дополнительные инструменты для познания мира вокруг, но и делаем бесконечный мир понятным и открытым. Мы даём возможность для гармоничного развития и самопознания. Развитие ребенка происходит естественно и комфортно.
Зачем нужны дополнительные занятия для школьников?

Казалось бы, жизнь школьника практически полностью состоит из учёбы, зачем же ему могут понадобиться дополнительные занятия? Школа – это ещё не весь мир. Например, когда школьники узнают, что изучать английский язык можно в игре, постоянно меняя активности и не привлекая при этом родной язык, всё вокруг переворачивается. Понимание того, что привычные способы получения знаний – не единственно возможные и что кроме школы существует множество площадок для самовыражения, заставляет ребят с особым рвением двигаться вперёд.

Дополнительные занятия для школьников с большей вероятностью буду отвечать запросам ребят. Если в 7 – 11 лет ведущей деятельностью, посредством которой происходит развитие личности, является учёба, то в 12 – 15 лет главным становится интимно-личностное общение, а подростков 15 – 17 лет всё больше начинает интересовать их будущее и то, как они применят свои знания. На каждом возрастном этапе дополнительные занятия помогают:

  • развить привычку к учёбе;
  • научиться систематизировать и применять на практике знания, полученные из разных источников;
  • приобрести уверенность в себе;
  • найти единомышленников и расширить круг знакомств;
  • углубить свои знания в интересных областях;
  • расширить представления о мире и способах его познания.
Развитие ребенка: как правильно подобрать направление?

Не стоит ждать, когда ребёнок придёт к вам и сам попросит отвести его на те или иные уроки. Но, выбирая дополнительные занятия для ребёнка, придерживайтесь нескольких принципов:

Принцип 1. Быть на стороне ребёнка.

Подумайте, чью сторону вы занимаете, выбирая новое занятие. Не стоит пытаться воплотить свои мечты или нереализованные детские желания, отправляя сына или дочь в какой-либо кружок или секцию. Всегда будьте на стороне ребёнка, учитывайте его интересы и потребности, а не собственные амбиции.

Принцип 2. Быть собой, а не гнаться за модой.

Модные тенденции существуют и в сфере дополнительного образования. Но оставаться собой всегда важнее, чем гнаться за трендами. Какие интересы объединяют вашу семью? Что вы можете разделить с ребёнком? Если вы любите плавать, вы знаете, куда обратить свой взор. Если вы любите путешествовать, то изучение английского языка подойдёт как нельзя лучше! Дополнительное образование должно отвечать интересам ребёнка и семьи в целом, вашим общим ценностям, ведь поддержка и вовлечённость родителей – залог успеха ребёнка.

Принцип 3. Стремиться к гармоничному развитию.

Чем младше ребёнок, тем стремительнее происходит его развитие. Именно поэтому очень важно, чтобы дополнительные занятия отвечали потребностям гармоничного когнитивного, физического, психоэмоционального и социального развития детей. Отличным примером гармоничного подхода к обучению служат школы Helen Doron. Благодаря продуманной научной основе преподавания дети в Helen Doron не просто учат английский язык, они много двигаются, развивают координацию (Infinity Walk, Brain Gym), узнают много нового об окружающем мире, законах природы, культуре и традициях разных народов, участвуют в социальных проектах (например, по сбору макулатуры или спасению дельфинов), а также заводят друзей и активно отдыхают вместе целыми семьями.

Принцип 4. Организовать всё правильно.

Всегда помните о том, что даже самому маленькому ребёнку важно иметь свободное время для игр, а подростку – тем более. Не стоит записываться во все центры и кружки сразу, не перегружайте график своих детей, им, как и взрослым, необходимо личное время – для прогулок, фантазий, игр и общения с семьёй и друзьями. Развитие ребёнка требует системы и порядка во всём. Не опаздывайте на дополнительные занятия и не пропускайте их, тогда ваш ребёнок сможет научиться ответственности и будет относиться к своему обучению серьёзно. Подавайте правильные примеры!

Развитие ребёнка – это не гонка достижений, а увлекательное путешествие по миру, полное удивительных событий. Раннее развитие детей и дополнительные занятия для школьников, безусловно, внесут огромный вклад в будущее, разовьют гибкость ума и способность творчески и нестандартно мыслить, привьют интерес к познанию. Начинать никогда не поздно. Но чем раньше вы начнёте, тем больше увлекательных открытий вы совершите вместе со своим ребёнком!

Список дел на первой неделе беременности

Если вы планируете беременность, то сейчас самое время:

  • Отказаться от вредных привычек (курения, приема алкоголя). Никотин и алкоголь повышают риски выкидышей на ранних сроках и негативно влияют на развитие плода.
  • Начать прием фолиевой кислоты. Фолиевая кислота участвует в делении клеток и росте тканей. Достаточное потребление этого витамина особенно важно в первые недели после зачатия, когда происходит закладка основных органов и систем плода. Дефицит фолиевой кислоты часто приводит к нарушениям в развитии нервной и сердечно-сосудистой систем у ребенка. Кроме того, повышает риски невынашивания беременности, отслойки плаценты и мертворождения. Во избежание проблем врачи рекомендуют начинать прием фолиевой кислоты еще до зачатия, чтобы к моменту наступления беременности она успела в достаточных количествах накопиться в организме.
  • Снизить потребление кофе. До 2 чашек в день. Исследования на животных показали, что высокие дозы кофеина увеличивают риски врожденных дефектов у плода.
  • Проконсультироваться с врачом по поводу принимаемых лекарств. Многие препараты негативно влияют на течение беременности.
  • Подготовить к зачатию партнера.
    Папа вносит такой же вклад в здоровье ребенка, что и мама. Поэтому порекомендуйте партнеру перейти на здоровый рацион питания, отказаться от курения и употребления алкоголя. Если ваш партнер постоянно принимает какие-либо лекарственные препараты, ему также следует проконсультироваться с врачом.

Развитие детей – советы по развитию детей от Childdevelop

Педагогическая наука не определяет четких критериев такого понятия, как ранее развитие детей. Единственный стереотип, закрепленный в головах родителей, ребенок к школе должен уметь читать и знать основы математического счета. Информация о развитии детей противоречива и разнообразна. Сделаем акцент лишь на то, что в период с 2-х лет и до 6-ти ребенок познает мир, и получает информацию о его закономерностях, основных понятиях. Именно в этот период надо делать уклон на развитие основных навыков и умений. Тут главное сформировать у ребенка понятия в координатах — что такое хорошо, и что такое плохо. Сторонники раннего развития в этот период жизни детей предлагают начинать изучение иностранных языков, специализировать ребенка в определенном направлении – от музыки до высшей математики.

Что тут негативного? Одно. Не лишайте ребенка детства — беззаботного и счастливого. Дайте свободу действия и выбора. Вот основные советы по развитию детей от Childdevelop.

Ответы на частые вопросы

1.Что такое эмбриональный срок беременности? Чем он отличается от акушерского?

Эмбриональный срок отсчитывается с момента оплодотворения яйцеклетки. Это понятие можно встретить в профессиональной медицинской литературе, но на практике оно не используется. Обсуждая с вами течение беременности, врач будет иметь в виду только акушерский срок.

2. На каком сроке появляются симптомы беременности? Может ли на первых неделях тошнить или тянуть живот?

У большинства женщин первые признаки беременности появляются на 4-5 неделях. Хотя некоторые мамы вспоминают, что отмечали у себя некоторые изменения еще до задержки менструации (т. е. на 3-4 неделях). Первыми «вестниками» беременности могут стать повышение чувствительности сосков, сонливость и тянущие ощущения внизу живота. Затем появляются тошнота, рвота и чувство дурноты по утрам.

3. Когда начнет расти живот? Заметят ли окружающие мою беременность на раннем сроке?

Живот начнет заметно увеличиваться после 12 недели (во втором триместре). До этого момента вы, скорее всего, будете носить тот же размер одежды. Окружающие начнуть замечать изменения после 16-18 недели, когда ваш живот уже достаточно сильно округлится.

4. С какого срока определяют беременность аптечные тесты?

Тесты с высокой чувствительностью способны определять беременность примерно через 7 дней после зачатия (с 3-4 недели акушерского срока). Именно в это время в организме женщины начинает синтезироваться гормон — хорионический гонадотропин человека (ХГЧ), на выявлении которого основано их действие. Однако до задержки или в первые дни ненаступившей менструации тесты часто дают ложноотрицательные результаты, т. к. концентрация гормона в моче еще очень мала. Если у вас остались сомнения, повторите тест 2-3 раза с промежутками 3 дня или сдайте анализ крови на ХГЧ в лаборатории.

Самый честный сайт для мам

Наш проект поможет вашему малышу вырасти здоровым и позволит каждой российской маме получить консультацию квалифицированного специалиста.

Если в море интернет-пространства вы так и не нашли ответов на важные вопросы, доверьтесь +Маме

. Мы стараемся собирать мнения и советы лучших врачей различных специализаций, юристов, психологов, социологов, педагогов.

Информационный портал +Мама

создан для широкого круга родителей.

Это площадка, где размещена проверенная информация, собранная из выступлений, интервью и мнений опытных экспертов, за плечами которых — годы успешной практики.

Когда и зачем подростку нужен маммолог?

Эксперт: врач-маммолог (рентгенолог, онколог, гинеколог) Марина Львовна Травина Врачи-маммологи все …

Как выбрать оптимальное время для беременности и рождения ребенка? В каждом сезоне есть свои плюсы и минусы. Выбирайте и решайте сами.

Испокон веков на Руси детей зачинали осенью, а рождали поздней весной и летом. Время свадеб приходилось на октябрь. Это было связано с религиозными традициями и сезоном полевых работ. Как раз в сентябре заканчивалась пора уборки урожая, и крестьянину можно было отдохнуть. А как известно, в полях работали все – и мужчины, и женщины. Нетрудно понять, как это отражалось на здоровье детей, которых с раннего возраста закаливали и приучали к труду.

Но если рассматривать время зачатия и рождения с научной точки зрения, то в каждом сезоне можно найти свои плюсы и минусы. Выбирайте, что для вас важнее, и решайте сами.

Методики раннего развития детей

Разнообразие методик раннего развития позволяет каждому родителю определить для себя основные направления в работе с детьми. Почитайте о педагогических методах Монтессори, Домана, Никитиных и других ученых, чтобы определить, какие из них подойдут вашему ребенку.

Методика Монтессори

Мария Монтессори — одна из воспитателей, определивших способ педагогического мышления прошлого столетия согласно позиции ЮНЕСКО. Система воспитания детей, сформулированная ею еще в первой половине 20 века, до сих пор считается наиболее эффективной методикой раннего развития и пользуется популярностью у родителей.

Суть методики Монтессори заключается в предоставлении ребенку свободы выбора деятельности и формирования самостоятельности с первых лет жизни. Мария обнаружила у детей от 3 до 6 лет состояние, при котором они способны концентрироваться на длительное время на интересном для них виде деятельности. Она назвала это состояние нормализацией.

Предлагая ребенку альтернативные, «полезные» по мнению взрослых задания, такой концентрации достичь невозможно. Именно нормализация стимулирует саморазвитие и самообучение, что дает максимальный образовательный эффект. Этот принцип и лег в основу ее педагогики.

Монтессори разработала концепцию школы с учетом особенностей всех возрастов детей, начиная с 1 года. Сегодня ее чаще всего применяют для детей 3-6 лет. Концепция имеет следующие особенности:

  • создание образовательной среды: дидактические материалы, пособия, развивающие предметы, лично разработанные автором методики;
  • дети самостоятельно выбирают интересующие их материалы, взрослые не вправе навязывать им задания;
  • педагог присутствует на занятии в качестве наблюдателя и вмешивается в работу ребенка только по принципу «помоги мне сделать это самостоятельно»;
  • дети свободно передвигаются по классу;
  • знакомство с миром и его явлениями происходит через собственные открытия в процессе работы с материалами, а не через лекции педагога;
  • методика не подразумевает оценок, аттестаций или экзаменов;
  • процесс обучения направлен не на получение академических знаний, а на развитие органов чувств.

Популярность методики состоит в том, что она основана на развитии мелкомоторных навыков. Среда Монтессори считается лучшей в этой сфере, и многие ее составляющие сегодня можно купить в магазине для занятий дома. Мелкая моторика — одно из главных направлений раннего развития детей, и здесь методике Монтессори нет равных.

В то же время у такой воспитательной системы есть ряд недостатков: на занятиях совсем не используют игровой метод образования, эмоциональный и творческий потенциал детей остается нераскрыт. Этим придется заниматься дополнительно.

Занятия в школах Монтессори не подойдут робким и стеснительным детям, а также детям с задержкой развития — им необходимо сопровождение педагога.

Вальдорфская школа

Эта образовательная система отвергает раннее развитие детей в его традиционном понимании. Считается, что для интеллектуального развития ребенок вначале должен созреть эмоционально. Поэтому в дошкольном периоде ребенка учат в основном навыкам самообслуживания, а развитие интеллекта начинается только при поступлении в школу.

Основной принцип Вальдорфской школы — раскрытие естественных талантов ребенка в комфортном ему темпе, без стрессов и страхов и без оценивания его достижений.

Первая школа была основана в Германии в начале прошлого века. В то время вся педагогика сводилась к заучиванию материала, что вызывало недоумение у представителей рабочего класса. Тогда же для них создали такую школу, в которой их детям не приходилось штудировать учебники и заниматься зубрежкой. Все необходимые знания они получали в процессе трудовой и творческой деятельности.

Сегодня Вальдорфские школы распространены во всем мире. В Европе их создано более 400, в России такие школы открыты в Санкт-Петербурге, Рязани, Ярославле, Самаре, Жуковском и других городах.

Основные принципы методики:

  • обучение начинается с 7 лет и длится 11-12 лет;
  • первый год – адаптационный, детей учат дисциплине, за ними наблюдают и дают минимальные академические знания;
  • принцип душевной экономии — ребенок учится только тому, к чему он интеллектуально готов;
  • учебники не предусмотрены: дети ведут конспекты, которые подшивают в общую тетрадь, возвращаясь к ним по мере необходимости;
  • оценки за успеваемость выставляют только в старшей школе, соревновательный элемент в учебе отсутствует;
  • педагог и классный руководитель играют большую роль в жизни ученика, они помогают разобраться в материале и пропустить его через себя для лучшего усвоения;
  • много внимания уделяется развитию творческих способностей у детей: музыкальных, художественных, театральных;
  • вовлеченность семьи: детям задают совместные проекты с родителями, в конце каждой четверти устраиваются отчетные концерты.

Выпускники Вальдорфских школ обладают высоким эмоциональным интеллектом, они культурно развиты и психически уравновешены. В то же время у них отсутствуют глубокие академические знания по точным наукам, они не способны поступить в технические ВУЗы. Если вы заметили склонность ребенка к математике, лучше выбрать другую школу.

Теплая и дружелюбная атмосфера школы способствует комфортному пребыванию в ней учеников, однако она резонирует с внешним миром, и дети часто испытывают трудности в адаптации к реальной жизни после выпуска.

Методика Глена Домана

Глен Доман — всемирно известный физиотерапевт, коррекционный педагог, создатель авторской методики раннего развития. Первоначально работа американского врача была связана с оказанием помощи детям с особенностями развития: умственного и физиологического.

Доман пытался найти способ обучения детей с задержкой психического развития, ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и подобными заболеваниями. Но, применяя свои методы на практике, он заметил, что нормотипичные братья и сестры его пациентов также вовлекались в учебный процесс и показывали фантастические результаты.

Так была изобретена и запатентована методика Глена Домана для детей до 7 лет. Она основана на результатах исследования о развитии мозга ребенка с рождения до 3 лет (активная фаза) и от 3 до 7 (менее активная фаза). Доман убеждает, что нельзя терять ни минуты — начиная с 3 месяцев ребенка необходимо развивать и физически, и интеллектуально: расширять кругозор, учить чтению, счету, давать энциклопедические знания.

Для этого Глен предложил использовать систему карточек (карточки Домана), которые нужно регулярно показывать ребенку, постоянно наращивая объем и усложняя их содержание. Одна карточка размером А5 или А4 должна иметь белый фон, на ней должен быть изображен один предмет, а внизу крупным жирным шрифтом подписано его название.

Когда взрослый в течение нескольких секунд показывает ребенку одну карточку и проговаривет вслух название, малыш не только узнает, что это за предмет, но и запоминает, как пишется слово. По сути, ребенок учится читать, но начинает не с букв и слогов, а сразу со слов. Такой метод впоследствии назвали методом глобального чтения.

Учить счету Доман тоже предложил с помощью карточек, первоначально используя для этого не цифры, а точки. На каждой карточке располагается определенное количество точек. Ребенок учится понимать, на какой карточке их больше, на какой меньше, может их сосчитать в уме и даже решить первые математические примеры. И только в старшем возрасте дети переходят к изучению цифр, которые обозначают количество точек. Доман считал, что такой способ детям более понятен, а следовательно, более эффективен.

Особое внимание в методике Домана уделяется физическому развитию у детей до 7 лет. Физическая активность также способствует развитию мозга. Для этого он изобрел массу тренажеров и упражнений, которые можно применять с 3 месяцев жизни.

Комплексная методика раннего развития показывает хорошие результаты, особенно в работе с детьми с особенностями развития. Знаменитые карточки Домана сегодня можно купить в любом детском магазине или сделать их самостоятельно.

Методика действительно способствует расширению кругозора у детей, но и она не лишена недостатков:

  • освоение чтения с помощью карточек затрудняет дальнейший переход к книгам, в которых картинок на порядок меньше;
  • не зная букв и слогов ребенку сложно освоить чтение книг – он пропускает незнакомые слова и теряет смысл прочитанного;
  • методика не уделяет внимания развитию мелкой моторики;
  • работа с карточками требует кропотливой ежедневной работы, что достаточно сложно реализовать в условиях современной жизни;
  • отсутствует игровая деятельность;
  • нет упражнений на развитие творческих способностей и эмоционального интеллекта;
  • сложность в расчете нагрузки на детский мозг, что может привести к переутомлению.

Система Сесиль Лупан

Сесиль Лупан — обычная французская мама, которая сделала воспитание детей своей профессией. Впервые став матерью, она увлеклась идеями Глена Домана, но, применив их на собственном опыте, усовершенствовала его методику.

Главный принцип системы Лупан — развитие ребенка и его познание окружающего мира должно происходить с помощью матери. Мать приводит ребенка в этот мир, она же и должна дать ему все знания о нем. При этом важно понимать разницу между вниманием, необходимым ребенку для гармоничного развития, и чрезмерной опекой. Задача мамы — пробудить у ребенка интерес к окружающему миру, к знаниям и предоставить ему возможность выбора.

По аналогии с Доманом, Сесиль считает, что развивать ребенка следует с первых дней жизни. Кратко ее систему воспитания можно разделить на 3 направления:

  • физическое развитие;
  • чтение;
  • кругозор.

В первый год жизни ребенка формируется привязанность ребенка и матери. В этот период важны прикосновения, поглаживания, объятия, совместный сон, грудничковое плавание и гимнастика.

Сесиль также рекомендует в это время активно практиковать глобальное чтение, но не по карточкам Домана. Она предлагает сделать карточки с названием бытовых предметов (шкаф, кровать, стол, раковина и т. д.) и разместить их рядом с этими предметами по всему дому, периодически зачитывая их.

Для дальнейшего освоения чтения Лупан рекомендует делать фотографии ребенка в разных обстоятельствах: возле кровати, за столом, в песочнице, с собакой и т. д. Эти фотографии можно клеить в альбом, подписывая их, а затем вместе разглядывать, читая и объясняя ребенку написанное.

Создание индивидуальных пособий по изучению предметов — еще одна особенность методики Сесиль. Она убеждена, что каждому ребенку нужен особый подход, и никто не способен подобрать его лучше собственной матери.

Основные принципы ее методики:

  • мама – лучший педагог:
  • проверка знаний не требуется;
  • занятия проходят в игровой форме и заканчиваются до того, как ребенок почувствовал усталость;
  • нет смысла заниматься каждый день — важнее заниматься на пике энтузиазма;
  • «да» поощрениям, объятиям и поцелуям с мамой во время обучения.

Преимущество подхода Сесиль Лупан состоит в том, что она выносит индивидуальность ребенка на первый план. Ее система учитывает большинство недостатков методик Марии Монтессори и Глена Домана, однако, сама она тоже имеет ряд минусов:

  • предполагает полную отдачу матери в течение 5 лет жизни ребенка — найти время на что-то другое, соблюдая все принципы системы, у женщины не получится;
  • многие педагоги считают, что раннее чтение (до 5-6 лет) создает трудности в его дальнейшем освоении;
  • методика Сесиль не подразумевает общения с другими взрослыми (педагогами) и даже детьми — только с родными братьями и сестрами, вся жизнь детей вертится в основном вокруг мамы.

Более подробно с методикой Сесиль Лупан можно познакомиться в ее книге «Поверь в свое дитя».

Методика Никитиных

Советские педагоги Елена и Борис Никитины — авторы методики, проверенной на собственных 7 детях, популярной в Германии, Японии и ряде других стран. Несмотря на эффективность методов, развивающих игрушек и пособий, у воспитательной системы Никитиных много противников.

На первый взгляд методика кажется спартанской — она подразумевает активное физическое развитие детей и организацию домашнего пространства соответствующим образом (тренажеры, шведские стенки, турники), ежедневное закаливание, а также постоянное обучение детей — с ранних лет с проверкой знаний и соревнований друг с другом.

Главной идеей, легшей в основу методики Никитиных, стало НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Супруги утверждали, что каждый ребенок рождается с колоссальными способностями, для развития которых требуется конкретное время и соответствующие условия. Упустив это время в детстве, в более позднем возрасте человеку уже не достичь высот.

Поэтому свою методику воспитания Никитины построили по принципу «опережения». Родители должны создать богатую развивающую среду при первых проявлениях определенных способностей у ребенка. Например, как только ребенок начинает говорить, у него тут же должны появиться кубики с буквами, карточки со словами, букварь и т. д.

Никитины призывали родителей осознанно подходить к воспитанию детей, уделяя им максимум внимания. В помощь ответственным отцам и матерям педагоги изобрели массу пособий, логических задач и игрушек для детей дошкольного возраста. Самые известные из них давно вошли в рейтинг лучших развивающих материалов:

  • игра «сложи узор» — набор из 16 кубиков, каждая грань которых окрашена в определенный цвет для создания необычных узоров;
  • уникуб — знакомит детей с трехмерным пространством; дроби — коллекция кружочков, поделенных на равные части, для наглядного изучения математических дробей; детские часы и термометр — адаптация известных приборов для детей и т. д.

Занятия по методике Никитиных — это не просто развивающий урок, это образ жизни всей семьи, где гармонично скомбинированы физическая активность и интеллектуальное развитие, а держится это все на железной дисциплине и родительском авторитете.

Личный опыт семьи Никитиных доказывает эффективность их системы — все 7 детей блестяще учились, четверо из них поступили в ВУЗы уже после 8 класса. Недостатком их методики можно назвать отсутствие у большинства родителей багажа знаний, позволяющих грамотно организовать воспитательный процесс.

К тому же Никитины старались создать универсальную инструкцию, подходящую каждому ребенку без учета индивидуальных особенностей. В целом же, большое количество пособий, созданных супругами для развития детей, актуальны по сей день и могут быть использованы каждым ребенком.

Методика Зайцева

Николая Зайцева называют новатором отечественной педагогики, хотя его знаменитому методу уже более 50 лет. В 60-х годах прошлого века Зайцев взглянул на процесс обучения чтению под другим углом. Традиционно детей учат читать буквы, слоги, а затем слова. Он же предложил способ чтения по «складам» — по аналогии с появлением речи.

Склад похож на слог, но бывает короче слога: может быть как самостоятельной гласной или согласной, парой из согласной и гласной, согласной и мягкого знака. Например, в слове «пить» один слог, но два склада — пи-ть. В слове «горка» три склада — го-р-ка. Именно по складам младенец впервые произносит слова, почему бы не обучать его чтению по тому же принципу?

Николай Александрович создал специальные пособия по чтению по складам, но широкую известность он приобрел благодаря своим кубикам, на гранях которых написаны эти самые склады. Зайцев считал, что игровой формат обучения намного эффективнее штудирования букварей. Во время занятий он разрешал детям хлопать в ладоши, топать ногами и смеяться, радуясь своим успехам. А скуку считал главным врагом прогресса, поэтому постоянно менял форматы занятий и дидактический материал.

Несмотря на педагогический успех, методику Зайцева так и не одобрили в Министерстве образования — в советское время не признавали отклонений от традиционных форм обучения. А позже Николай Александрович уже не инициировал повсеместного внедрения своей системы.

Тем не менее, его алгоритмы обучения чтению активно применяются воспитателями в детских садах и развивающих центрах, родителями в домашних условиях. Методика подходит для детей от 1 года до 7 лет. Кроме чтения ее можно применять для изучения иностранных языков и математики.

Зачатие летом – рождение ребенка весной

Плюсы

  1. Много витаминов (свежих фруктов и овощей), хороший запас здоровья.
  2. Минимальная опасность заболеть ОРЗ и гриппом.
  3. Возможность отдохнуть на море, набраться сил.
  4. Масса положительных эмоций в связи с отдыхом, летом.

Минусы

  1. Последние месяцы беременности проходят в сезон эпидемии гриппа и повышенной вероятности травматизма (гололед, слякоть). Вам поможет закаливание накануне беременности, спортивный образ жизни и витамины, а также сопровождение мужа во время прогулок.
  2. Роды проходят во время сезонного ослабления организма и дефицита естественных витаминов – налегайте на витамины осенью и зимой, а весной принимайте таблетированные препараты.

Зачатие осенью – рождение ребенка летом

Плюсы

  1. Много витаминов в период зачатия (фрукты, овощи).
  2. Можно отдохнуть в бархатный сезон на юге – получить положительные эмоции.
  3. Время лактации тоже выпадает на период, богатый витаминами.
  4. Меньшая вероятность сезонного травматизма.

Минусы

  1. Первые месяцы беременности приходятся на сезон простуд, что создает опасность для плода. Хорошо подготовьтесь к зачатию: закаливайтесь и витаминизируйтесь.
  2. Последние месяцы беременности летние. Если погода жаркая и душная, это тяжело переносится, особенно при позднем токсикозе – купите вентилятор и днем не выходите на улицу, а гуляйте вечером или рано утром, когда свежий воздух и нет духоты.
  3. Длинный световой день не благоприятствует выработке гормона беременности – мелатонина, который очень важен на последних месяцах. Гормон вырабатывает шишковидная железа преимущественно в темное время суток, поэтому больше всего его поздней осенью и зимой. Если вы здоровы и счастливы, то с беременностью справитесь с тем количеством мелатонина, который у вас есть.

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи. Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать. Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

  1. Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия. Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается. Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы. Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.
  2. Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку. Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие. Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят. Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.
  3. Стараться превращать любое занятие в игру. Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.
  4. Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день. Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.
  5. Не нагружать малыша знаниями «про запас». Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать. Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.
  6. Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

Зачатие зимой – рождение ребенка осенью

Плюсы

  1. В последние месяцы беременности много естественных витаминов (фруктов и овощей). Они особенно необходимы плоду для рождения и периода адаптации.
  2. Лактация тоже проходит в условиях витаминизации организма.

Минусы

  1. Первые месяцы беременности приходятся на пик эпидемий гриппа и ОРЗ. Это очень опасно, так как в первые два месяца происходит формирование основных органов ребенка. Защищайтесь от инфекций витаминами и здоровым образом жизни.
  2. К концу беременности снижается выработка гормона беременности – мелатонина. Здоровому и закаленному организму это не страшно.
  3. Первые месяцы жизни малыша приходятся на холодный сезон – это не очень хорошо для прогулок. Если ребенок здоров, его начинают закаливать с первых дней (воздушные ванны и прочее), а гуляют с ним при любой погоде (от ветра и дождя защитит коляска и капюшон).

Как заниматься развитием ребенка с рождения?

Многие считают, что у ребенка должно быть беззаботное, счастливое детство и не имеет значения, научится ли их чадо узнавать цвета, геометрические фигуры, буквы, сможет ли читать, считать, писать, рисовать и так далее до школы или за партой. Другие настолько увлечены процессом развития младенца, что ему не остается времени на куклы-машинки.

Когда ребенок с пеленок постоянно занят обучением, это отбивает у него охоту учиться дальше в таком же темпе. Нет единого мнения, что лучше: пустить лодку-ребенка по течению или все-таки направлять его в этом бескрайнем океане жизни. Мы не будем никого убеждать и склонять к какому-то определенному мнению, а просто поможем тем, кто все-таки решил развивать свое чадо.


Фото: Depositphotos

С чего и как начать?

Для начала нужно запомнить три золотых правила развития способностей ребенка:

1. Игра. Все дети любят играть, и именно в процессе игры лучше давать им знания об этом мире и его особенностях.

2. Честность. Развивайте ребенка, когда у вас есть желание это делать, от чистого сердца. Если ребенок не почувствует вашего искреннего желания заниматься с ним, то и усваивать информацию он будет невнимательно и без энтузиазма.

3. Фантазия. Представьте себя на некоторое время маленьким ребенком и воспринимайте обучение, развитие через призму детского мировоззрения и ощущения.

Первые несколько месяцев малыш почти все время спит, а в перерывах — ест, и свои начальные познания об этом мире он приобретает, слушая речь, голос своих родителей. Разговаривать с малышом нужно как можно чаще и обо всем, что вас и его окружает.

Играйте своим голосом: повышайте интонацию, если рассказываете о чем-то необычном, интересном; переходите на шёпот, если хотите сообщить ему о чем-то загадочном и таинственном. Комментируйте все свои действия, называйте вещи своими именами, говорите не только о том, что видите, но и о своих чувствах, настроении. Придумывайте ласковые имена, прозвища своему ребенку. Любому человеку, даже крохотному, нравится, когда его нежно зовут по имени. Эмоциональная сфера очень важна для развития ребенка в раннем возрасте.


Фото: Depositphotos

Главным источником информации для ребенка первых месяцев жизни являются зрение и слух. Позаботьтесь, чтобы вашему малышу во время бодрствования было на что посмотреть. Показывайте яркие игрушки, простые контрастные картинки, фотографии близких людей и даже отражение ребенка в зеркале. Оптимальное расстояние для демонстрации ребенку каких-либо предметов — 20−30 см.

Игра на развитие внимания: плавно поводите игрушкой в разные стороны перед лицом ребенка несколько раз, потом зафиксируйте игрушку в одном положении на несколько секунд, чтобы ребенок смог рассмотреть непонятный предмет лучше, затем спрячьте игрушку и снова покажите.

Первые два месяца жизни дети лучше реагируют на контрастные черно-белые изображения, пусть в вашем арсенале будет 5−6 таких картинок. Вывешивайте по 1−2 картинке возле кроватки или на стене, там, где чаще проходите с ребенком, когда он у вас на руках, и каждые 2−3 дня меняйте изображение. Обращая внимание ребенка на картинки, рассказывайте подробно, что на них нарисовано, свое мнение, ощущения, составляйте мини-рассказики. Кроме показа картинок, полезно брать малыша на руки и устраивать экскурсии по дому.


Фото: Depositphotos

Для развития слуха лучше использовать погремушки с разным звучанием, а можно сделать такие музыкальные игрушки самому: в баночки положите различные наполнители, чтобы звуки значительно отличались друг от друга. Скоро вы сами удивитесь, насколько избирателен ваш ребенок в выборе мелодии.

Хорошо развивает слух музыка. С рождения ставьте ребенку спокойную приятную музыку — сейчас очень много появилось в продаже дисков с классической музыкой для малышей, колыбельные песни, спокойные мелодии, звуки природы… Знакомьте малыша с разными ритмами. Слушайте быструю, громкую, мелодичную, медленную музыку.

Когда ребенок начинает осознано тянуться к предметам, сжимает кулачки, можно подвесить вертушку или мобиль возле его кроватки. Пусть пока малыш не может схватить крутящийся предмет, зато сколько прилагает усилий! Альтернативой мобильке может стать малышовый турничок или развивающий коврик.

Ребенку приятно осознавать, что он может сам двигать игрушки, вызывать какие-то звуки. Попробуйте пришить к носочкам небольшие колокольчики или звенящие шарики от погремушек, а можно сделать звонкие браслетики на ручки. При движении рукой или ногой малыш будет издавать звуки, так у него выработается ассоциативная связь — движение-звук.


Фото: Depositphotos

Очень полезно развивать также тактильные ощущения: давайте ребенку предметы, разные по форме и содержанию. Игра с мешочками, которые сшиты из разной ткани и наполнены различным материалом (крупа, бусинки, шуршащие пакеты, вата, опилки и т. д. — все, что можно сложить в небольшой мешочек и герметично закрыть), отлично подойдет для этой цели. Помимо такой игры с мешочками, можно давать ребенку трогать теплое, горячее, сыпучее, твердое, шершавое, гладкое — чем разнообразнее будут его ощущения, тем благотворнее это скажется на развитии малыша.

Для развития моторики купите ребенку прочное небольшое детское пианино, с крупными музыкальными кнопками — это будет любимая игрушка вашего крохи! Извлекать звуки, стучать по клавишам, разглядывать рисунки, слушать свое музыкальное произведение ребенок может бесконечно и каждый раз с неподдельным интересом. Для такой музыкальной игры его можно высаживать на подушки, а можно класть на животик. Развиваем сразу и моторику, и слух, и внимание, и тактильные ощущения!

Игры в воде не только полезны, но и интересны! Как только ребенок научится держать головку, лежа на животике, можно отправлять его в «свободное плавание»: запускать в ванну, заполненную на 10−15 см теплой водой. Если ребенок еще плохо держит головку вертикально, поддерживайте ее за подбородок. Пусть в ванне будет 2−3 ярких игрушки для игр в воде, до которых ребенок будет тянуться, весело хлопая по воде руками и ногами. А если набрать полную ванну воды, то можно смело пошагать по дну, такие упражнения укрепляют и развивают мышцы спины и ног. Со временем, когда ребенок начнет подниматься на четвереньки и сам ползать, купание может стать его любимым развлечением.


Фото: Depositphotos

Развивать ребенка нужно постоянно, с возрастом увеличивая объем даваемой информации. Если раньше вы называли вещи односложными примитивными именами, то теперь старайтесь уточнять детали, цвет, форму, размер, положение в пространстве и т. д. Помимо простых картинок на белом фоне, показывайте ребенку таблицы, карты, схемы, вывешенные на стенах вашего дома. А когда малыш научится сидеть, то бумажные картинки можно заменить детскими электронными презентациями, где слайды автоматически сменяют друг друга.

Объясняйте, часто повторяйте, покажите свою заинтересованность процессом, чтобы ребенок чувствовал, что с ним просто играют, а не серьезно обучают. Конечно, малыш не сразу поймет, о чем вы так увлеченно ему рассказываете, и не запомнит все те картинки, которые вы так часто ему показываете, зато он будет чувствовать постоянно ваше внимание к себе, слышать ваш ласковый голос, обращенный к нему. А главное — он будет открывать этот мир не в одиночку!

Теги: развитие младенца, развитие способностей, малыш, развитие внимания, развитие ребёнка, развитие малыша, маленькие дети

Зачатие весной – рождение ребенка зимой

Плюсы

  1. Зачатие происходит в самый радостный период возрождения природы – в сезон любви. Это приносит много положительных эмоций.
  2. Последние месяцы беременности протекают в благоприятных условиях, когда еще не истощился витаминный запас.
  3. В последние месяцы беременности самая высокая выработка мелатонина – гормона беременности.
  4. Хорошие погодные условия для того, чтобы легче переносить поздний токсикоз (на улице не жарко).

Минусы

  1. В период зачатия у родителей может быть витаминное истощение, которое наблюдается у большинства людей весной. Употребляйте витамины.
  2. В последние месяцы беременности велика вероятность травм (гололед, слякоть).
  3. Первые месяцы жизни малыша приходятся на период эпидемии гриппа и ОРЗ – закаляйте и берегите ребенка, используйте оксолиновую мазь.
  4. Не очень хорошие условия для прогулок в холодную и ветреную погоду – одевайте ребенка по погоде, приобретите надежную коляску с капюшоном.

Как видите, любые минусы можно преодолеть и даже сделать плюсами, например, для закаливания ребенка хороша именно плохая погода. К тому же малыш в первые месяцы надежно защищен материнским иммунитетом, который получил при рождении и продолжает получать из грудного молока, ему не так страшны вирусы. Главное, чтобы ребенок был одет по погоде, а не потел в нескольких слоях одежды.

Материал для публикации предоставлен ИД «Питер»

Длительный период переживания современным обществом кризиса семейных отношений привел к пониманию необходимости разработки и внедрения программ целенаправленной психологической, социальной помощи семье и детям.

Научно доказано, что ребенок практически с первых дней беременности чувствует состояние матери, поэтому любые физиологические, эмоциональные, нервно – психические нарушения у женщины могут оказать пагубное влияние не только на развитии ребенка, но и на его последующее взаимодействие с окружающей средой (А.С. Батуев, Л.В. Соколова).

Беременность – особый период в жизни женщины, в ходе которого изменяется ее сознание, отношения с миром и закладывается основа взаимоотношения с будущим ребенком. Насколько гармоничными будут взаимоотношения в системе «мать – ребенок» зависит от сочетания множества факторов с момента зачатия ребенка и до первых лет жизни после его рождения.

Первым этапом становления отношений между матерью и будущим ребенком можно считать зачатие. Мотивы зачатия ребенка могут существенно отличаться у женщины и мужчины, быть осознаваемыми или неосознаваемыми, конструктивными (способствующими укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка) и деструктивными. Наиболее позитивным мотивом материнства считается беременность «ради ребенка», а к негативным мотивам, относят желание соответствовать социальным ожиданиям окружающих, протест (беременность «назло» мужчине или родителям), стремление сохранить отношения, уход от настоящего и др. (Н. В. Боровикова).

Важной является и связь периода зачатия с этапом жизненного цикла семьи. Так, зачатие на этапе добрачных отношений может сопровождаться бессознательным непринятием ребенка, беременность на этапе конфронтации может еще больше обострить семейные противоречия. Наиболее благоприятным для рождения ребенка, по мнению исследователей, является период компромиссов в цикле развития семьи или непосредственный период ее зрелости (И.В Добряков).

Существенное влияние на развитие ребенка оказывает и очередность рождения, так как первый и каждый последующий ребенок в семье рождается в принципиально иной семейной ситуации (отличается и количество членов семьи, и опыт родителей, и характер взаимодействия).

Дальнейшее становление отношений между матерью и ребенком происходит по мере развития беременности. Задолго до непосредственных родов все органы и системы ребенка не только развиваются, но и начинают функционировать, обеспечивая его связь с матерью и внешним миром, его психологические, эмоциональные реакции. Серьезные гормональные, физиологические и психологические изменения переживает и женщина. Она привыкает к изменениям функционирования внутренних органов и формирует свою внутреннюю позицию к будущему материнству. От того, насколько успешно протекает адаптация к беременности, зависит материнская компетентность в дальнейшем, удовлетворенность своей ролью, отношение к новорожденному, выбор стратегии воспитания. Например, излишняя тревога матери о своем здоровье и здоровье плода во время беременности, страх за исход родов приводит в дальнейшем к формированию повышенной ценности ребенка, выбору гиперопекающего стиля воспитания. Отрицательное отношение женщины к своей беременности формирует низкую ценность ребенка, вместо материнства выбираются иные жизненные приоритеты, стиль воспитания, как привило, не соответствует личностным и возрастным особенностям ребенка, что может вести к формированию широко спектра поведенческих и нервно – психических расстройств у детей (Г.Г. Филиппова).

Процесс протекания родов, по мнению психологов, может также определять психические и физические реакции человека в течение всей последующей жизни человека. Считается, что в момент схваток ребенок испытывает не просто сильное внешнее давление, но и чувство возрастающей тревоги от надвигающейся опасности, невозможности определить ее источник и пути выхода. В дальнейшем ребенок, ведя борьбу за выживание, становится активным участником происходящего, его поведение приобретает определенную направленность и цель. Сам акт рождения ассоциируется с освобождением и в то же время безвозвратным отказом от прошлого. Процесс борьбы за выживание заканчивается облегчением и релаксацией, однако радость освобождения сочетается с тревогой и страхом. Полученные в процессе родов физическая и психическая травмы, связанные с угрозой жизни, с резким изменением условий существования, во многом определяют дальнейшее развитие ребенка, и могут проявляться в тревоге, неприятных телесных ощущениях, чувстве вины, агрессивности и др. (С. Гроф).

Период беременности и послеродовой период общепризнанно считаются временем повышенного риска развития нервно-психических нарушений у матерей. После рождения ребенок является психологически зависимым от матери. Даже если младенец доношен и здоров, неправильная организация ухода за ним может создать хроническую психотравмирующую ситуацию.

Для новорожденного ребенка мать является гарантом безопасности, выживания в этом мире. При наличии у матери нервно-психических нарушений (например, послеродовой депрессии, невротических состояниях и т.д.) она не в состоянии удовлетворить потребность ребенка в теплых, эмоционально близких, приносящих радость взаимоотношениях. Если после рождения потребность ребенка в близости, комфорте и безопасности удовлетворяется, у него снижается уровень базальной тревоги, растет уверенность в своих силах, его деятельность направляется на познание окружающего мира. Формирование надежной привязанности между матерью и ребенком в детском возрасте становится основой успешной адаптации на следующих этапах взросления ребенка, способствует формированию инициативности, чувства компетентности, правильному выстраиванию границ поведения ребенка, его межличностных отношений с окружающими. В противном случае – высока тревога, а деятельность ребенка направлена на обеспечение безопасности, а не развитие и познание. Нарушение формирования привязанности приводит задержкам психоречевого развития, высокой тревожности, формированию различных форм оппозиционно – протестного поведения, нарушению развития саморегуляции, коммуникативных навыков и т.д. Как правило, нарушение привязанности матери к ребенку ведет к выбору патологичных форм воспитания, которые не соответствуют личностным и возрастным особенностям ребенка (Дж. Боулби, М.Д. Эйнсворт).

Таким образом, с уверенностью можно говорить, что развитие ребенка от момента зачатия до первых лет жизни новорожденного становится важным периодом в формировании будущего психического здоровья ребенка. Именно в этот период зарождаются отношения между матерью и плодом, а затем матерью и новорожденным, которые лежат в основе формирования когнитивных и личностных особенностей ребенка. В связи совершенно очевидна необходимость в медико-психологическом сопровождении беременности и подготовки к родам, которая должна охватывать все этапы материнства: беременность, роды, грудное вскармливание, взаимодействие с новорожденным и другие аспекты. Целью подобного сопровождения становится не только своевременное предотвращение психоэмоциональных нарушений у матери, но и профилактика широко спектра поведенческих и нервно – психических расстройств у детей.

Кисенова Розалия Хайруловна, медицинский психолог ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Узнайте, когда должен родиться ваш ребенок, и на какой вы сейчас неделе беременности. Это поможет составить планы на следующие месяцы.

Развитие ребенка в первый год жизни

22.02.2020 Время на чтение: 5 мин 34248 0

Забота о здоровье и благополучии своего ребенка естественна для всех родителей. Но наибольшее беспокойство испытывают мамы и папы в 1-й год после рождения малыша. За эти 12 месяцев ребенок проходит по-настоящему огромный путь от беспомощного новорожденного до ребенка, который активно осваивает окружающий мир и умеет взаимодействовать с ним.

У каждого этапа этого пути есть свои особенности, и отчасти разобраться в них поможет таблица развития ребенка по месяцам, в которой приводятся основные показатели роста и веса.

Возраст (мес.) Рост (см) Масса тела (кг)
Новорожденный 49,0 – 54,0 2,6 – 4,01
1 52,0 – 55,0 3,0 – 4,3
2 55,0 – 57,0 4,5 – 5,0
3 58,0 – 60,0 4,0 – 6,0
4 60,0 – 63,0 4,5 – 6,5
5 63,0 – 67,0 6,5 – 7,5
6 65,0 – 69,0 7,5 – 7,8
7 67,0 – 71,0 8,0 – 8,8
8 71,0 – 72,0 8,4 – 9,4
9 72,0 – 73,0 9,4 – 10,0
10 73,0 – 74,0 9,6 – 10,5
11 74,0 – 75,0 10,0 – 11,0
12 75,0 – 76,0 10,5 – 11,5

Развитие ребенка по месяцам, а точнее основные физические параметры роста и набора массы тела, приведенные в таблице, можно отнести к усредненным, так как они не учитывают индивидуальных особенностей организма малыша. В любом случае каждый месяц жизни — это новые достижения для ребенка!

1-й месяц

В месячном возрасте малыш уже пытается на несколько секунд поднять голову, когда находится в положении на животе. Хорошо реагирует на громкий звук и на яркий свет. В ответ на громкие и резкие звуки или яркий свет малыш «защищается» — взмахивает ручками и затем прижимает их к телу.

2-й месяц

Взяв малыша на руки так, чтобы его тело находилось в вертикальном положении, вы увидите, что он кратковременно пытается или может удерживать голову. Ребенок уже не пугается звуков и света, а пытается плавно уследить за интересующим его объектом. Движущиеся предметы, находящиеся в пределах его досягаемости, он пытается схватить пальчиками, правда, получается это не всегда.

3-й месяц

Теперь малыш удерживает голову в вертикальном положении. А в положении на животе он уже способен опираться на локти и пытаться приподнять верхнюю часть корпуса. Он делает попытки перевернуться, ухватить простыню, тянуться за игрушками, но его координация еще не очень хороша, и не все попытки завершаются успехом.

4-й месяц

В этом возрасте малыш уже умеет хорошо отталкиваться ногами, когда вы его держите вертикально. Игрушки у него вызывают яркий эмоциональный отклик. Заинтересовавшись, малыш поднимает голову и тянется за ярким предметом в попытке схватить его.

5-й месяц

Ребенок переворачивается со спинки на живот и предпринимает попытки самостоятельно приподниматься, чтобы занять сидячее положение. Но долго в нем находиться не может. Зато он уже прочно держит в руке интересующий его предмет и внимательно его изучает, отличает близких людей от чужих и начинает понимать эмоции мамы по интонациям в ее голосе.

6-й месяц

Малыш научился не просто сидеть, а самостоятельно садиться. Он легко переворачивается с живота на спину и наоборот. Взяв ребенка за ручки, можно наблюдать, как он уже осознанно, а не рефлекторно пытается шагать. Он тянется за упавшей игрушкой, и если ему удается ее достать – поднимает без посторонней помощи.

7-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно сидеть на месте. Он активно осваивает ползание, а, опираясь на мебель или другие прочные предметы, может стоять. Окружающий мир интересует малыша все больше. Он хорошо узнает предметы (особенно любимые), а изучение собственного отражения в зеркале становится одним из самых увлекательных занятий.

8-й месяц

В этом возрасте ребенок может долго заниматься с любимыми игрушками. С ним можно играть в «Ладушки». Он проявляет широкий спектр эмоций – от испуга до радости, а держась за руки мамы или папы, может достаточно уверенно переступать ножками по полу.

9-й месяц

Теперь малыш не просто умеет сам вставать на ноги и передвигаться, опираясь на мебель, он может даже отказаться от помощи взрослых и попробовать сделать все сам. Но здесь важно учитывать особенности развития ребенка и не торопить его с первыми самостоятельными шагами.

10-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно проявлять эмоции мимикой. Теперь он умеет делать это с помощью односложных слов, движений рук. Он отлично имитирует все, что видит и слышит: жесты родителей, их интонацию, их занятия. Может подолгу заниматься простыми действиями: открывать и закрывать ящик комода или дверцу шкафа, бросать и поднимать игрушку и прочее.

11-й месяц

Коммуникативные навыки развились до той степени, что малыш умеет выражать свое согласие и несогласие, одобрение и неодобрение правильными жестами и мимикой. Отказываясь от чего-то, он качает головой и, соглашаясь, кивает. Он уже знает, какие звуки издают животные, и при просьбе показать что-то или что-то сделать обычно охотно соглашается.

12-й месяц

Ребенка интересует абсолютно все, происходящее вокруг: шум транспорта за окном, движения воды во время купания, более сложные игрушки. Он умеет выполнять трудные задачи, выраженные словами: по просьбе закрывает или открывает дверь, приносит нужные предметы из другой комнаты.

Все малыши разные, и если какие-то из описанных навыков появляются чуть раньше или чуть позже, не стоит переживать и расстраиваться! Обо всех особенностях развития ребенка вы всегда можете спросить своего педиатра.

(7 оценок; рейтинг статьи 4.9)

Поделиться Поделиться Поделиться

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]