Вовремя залезть «на ручки»: почему это важно в 2 года и после

Наверное, уже никто из современных родителей не боится «приучить к рукам» малыша до года: откликаться на потребности младенца стало обычным делом. Но вот ребенок научился ходить и даже немного говорить — может, теперь ему уже не так нужно «на ручки», в объятия взрослого? Нужно, считает психолог Людмила Петрановская. Во-первых, для успешного познания мира. Во-вторых — для освоения поведения контейнирования, без которого есть риск вырасти не вполне человеком.

Сравним годовалого и трехлетку. Первый — беспомощный малыш. Стоит нетвердо, говорит от силы несколько слов. Сам не может о себе позаботиться практически ни в чем. Без взрослого пропадет сразу.

Проходит всего два года. Перед нами — маленький человек. Может свободно перемещаться в пространстве: ходить, бегать, прыгать, залезать, проползать, протискиваться, практически нет места, куда бы он не мог попасть, если б захотел. Говорит, строит фразы, может внятно объяснить, чего хочет.

Обслуживает себя: сам ест, одевается, пользуется туалетом. Манипулирует с предметами, пользуется карандашом, кистью, ножницами, катается на велосипеде и качелях, строит из песка и из кубиков. Осознает свои потребности, имеет желания и строит планы, проявляет упорство в достижении целей.

В принципе, не будь техногенных опасностей большого города, трехлетка вполне мог бы и целый день проводить, не нуждаясь в помощи взрослых. Сам поест, сам попьет, сам себя займет, а будет что надо — придет и попросит.

Скачок в развитии фантастический — и всего за два года. Так интенсивно, как мы учимся в этот период, мы больше не сможем никогда. И знаний и умений, столь же важных для качества жизни, мы тоже больше никогда не получим.

Проделайте простой мысленный эксперимент. Представьте себе, что вдруг внезапно вы раз — и забыли все свое высшее образование, все, чему учились в институте или университете. Как это отразится на качестве вашей жизни? У кого-то вообще никак, если он работает не по той специальности, по которой учился, а таких людей сейчас много. Кому-то придется сменить работу. Теперь представим, что нам придется забыть все школьное образование — считать, писать, читать разучимся. Качество жизни, конечно, просядет, многое станет сложно или невозможно. Но с другой стороны, живут же целые страны с неграмотным в большинстве своем населением, и ничего. И наши предки жили. Работали, любили, растили детей — в целом были вполне успешны и счастливы. Если, допустим, пенсию будут платить, то жить можно. Но если представить, что мы забыли все, чему научились с года до трех: самостоятельно есть, передвигаться, ходить в туалет, одеваться, разговаривать, пользоваться инструментами и предметами? Вот это — настоящая катастрофа. Такое происходит после сильных инсультов, после аварий с черепно-мозговыми травмами, это по-настоящему ужасно, о качестве жизни тут говорить уже сложно. Человек в таком состоянии совсем лишается независимости.

То есть, на самом деле, самые базовые вещи, которые определяют наше качество жизни на 90%, осваиваются с года до трех. Три университета потом — это такой легкий рисунок, штриховка на базовом, основном массиве знаний и умений.

Поэтому все это время ребенок самозабвенно учится, все время что-то пробует, осваивает, совершенствует, проявляя чудеса упорства и целеустремленности. Все время, пока не спит и ест.

Вот он собирает пирамидку, и у него не получается. То колесико укатится, то стерженек в дырку не попадает. Десять раз не получается, сто раз. Если бы у взрослого человека что-то столько раз не получилось, он бы давно уже бросил, решил, что это не для него, что нет у него способностей, что не судьба. А малыш — нет, он пробует снова и снова, не разочаровывается, не бросает. Просто какой-то Терминатор в обучении, которого невозможно сбить с поставленной цели.

Возникает вопрос: а как это ему удается? За счет чего? Где он силы берет, не физические, это понятно, а душевные силы: не сдаваться там, где взрослый давно бы уже махнул рукой?

И это самый подходящий момент, чтобы разобраться еще с одним важнейшим назначением привязанности.

Где взять силы для освоения мира? Что такое психологическая утроба

В 70-е годы чешские психологи под руководством З. Матейчика исследовали привязанность. В том числе они снимали фильмы, в которых показывали наглядно, как привязанность проявляется. В фильме смонтированы один за другим эпизоды из жизни маленьких детей: детей, живущих в семье, с родителями, и детей из дома ребенка.
Вот мы видим мальчика, на вид ему немного больше года. Он дома и исследует комнату, пока мама что-то готовит на кухне.

В какой-то момент малыш подбирается к тумбе с захлопывающейся дверцей, открывает ее, закрывает — и попадает себе по пальцам. Ему больно, он испуган. Но видно, что у него в голове есть четкая стратегия действий на такой случай: он громко плачет и идет прямым ходом в сторону кухни — там мама.

Мама услышала рев и спешит ему навстречу, они встречаются, она берет его на руки, целует, через какое-то время он утешается. Мама опускает его на пол.

Угадайте, что он делает? Немедленно идет к той же тумбе, чтобы выяснить: что это было? Он принял вызов мира и не собирается сдаваться.

Следом показывают малыша того же примерно возраста, но в доме ребенка. С ним тоже случилась неприятность: пробегали мимо дети, вырвали из рук машину. Он потерял равновесие, плюхнулся на попу и плачет.

При этом видно, что никакой стратегии действий у него нет. Рядом ходят воспитательницы — он к ним не обращается. Не пытается вернуть себе машинку. Он не делает ничего, он просто страдает, его деятельность по освоению мира прекращена надолго.

Что мы видим? Когда усилия ребенка наталкиваются на препятствие, которое оказывается для него чересчур сложным и болезненным, настолько, что даже его терпения не хватает, он идет к маме. Если не получилось, если все рассыпалось, если он ударился или испугался, — у него есть всегда возможность обратиться за утешением к своему взрослому, который в этот момент в доступе — мама, папа, бабушка, няня, кто-то еще.

Он прижимается, залезает на руки, то есть фактически возвращается на стадию донашивания. Словно становится на время опять маленьким, забирается, как в кокон, в объятия родителя, в его любовь.

Психологи употребляют термин психологическая утроба — это успокаивающие, утешающие отношения, в которые можно укрыться от жизненных невзгод.

Объятия — вообще универсальный человеческий способ решения трудных проблем. Люди — социальные существа, наши предки жили в довольно опасном и враждебном мире, в котором надеяться можно было только на соплеменников, и расслабиться, перестать сканировать пространство в поисках потенциальной опасности удавалось только в кругу своих, чувствуя их прикосновения, слыша их дыхание.

Способность одного человека быть для другого психологической утробой, дать ему утешение и успокоение, «принимая» его чувства, называют способностью к контейнированию — от слова «вместилище».

Что вмещает контейнер? Те самые чувства, с которыми человеку не под силу справиться самому. Боль, страх, обиду, разочарование — все то, что мы испытываем в ситуации сильного стресса.

Ребенок постоянно просится на руки. Как быть?

Ребенок просится на руки: брать ли его на руки при каждой просьбе или приучать к самостоятельности? Если отучать, то как? Почему малышу так необходимо «попасть» на ручки? Далее в статье будем искать ответы на эти вопросы.


Почему дети просятся на ручки?

Требование двухлетнего ребенка взять его на руки может обернуться проблемой. Малыш может отказываться шагать рядом с идущим взрослым, хотя с удовольствием бегает вокруг него, когда родитель сидит. Такое поведение может выглядеть как лень или демонстративный отказ идти домой, но в действительности это редко бывает так.

Когда ребенок начинает ходить, этот процесс для него не связан с перемещением из пункта А в пункт Б, ходьба для него – это удаление от взрослого, а затем возвращение «на базу». Если база начинает двигаться сама, ребенок чувствует себя растерянным. Он может плюхнуться на землю и заплакать. Если вы замедлите шаг, он не последует за вами, поскольку не может этого сделать. Если вы вернетесь и возьмете его за руку, малыш сможет пройти с вами несколько шагов, но, даже держась за руку, он не сможет идти с вами рядом – в этот момент он как бы не чувствует, что вы вместе. Поэтому до трехлетнего возраста ребенок просится на руки – так он чувствует, что он с вами.

Почему еще малыши любят сидеть на руках?

  • Во-первых, это дает ощущение особой эмоциональной близости — кроха соскучился, ему хочется, чтобы вы обратили на него внимание, приласкали его.
  • Во-вторых, детские ножки могут отдохнуть.
  • В-третьих, малыш может быть не здоров или его что-то тревожит (например, режутся зубки).
  • В-четвертых, это дает чувство защищенности и безопасности. Например, кроха теперь выше проходящих мимо собак, которые могут испугать и т.д.
  • И наконец, когда вы берете ребенка на руки, его обзор увеличивается – до этого он видел на уровне ног и колес, а теперь видит все, что видите вы; и он может видеть лица взрослых и слышать, о чем они разговаривают.

Брать ли ребенка на руки при каждой его просьбе?

Ваш малыш просится на ручки потому, что чувствует одиночество, ему необходимо почувствовать ваше тепло, близость родного ему человека рядом с которым он чувствует себя в безопасности. Впоследствии, во взрослой жизни, это чувство одиночества, пережитое в младенчестве и в раннем возрасте, повлечет за собой:

  • ослабление чувства собственной безопасности;
  • дети могут вырасти менее уверенными в себе, менее общительными;
  • если мать то нежна с малышом, то груба в отношении к нему, у него может возникнуть установка: «меня любят только тогда, когда я хороший». В связи с этим в дальнейшем может сформироваться низкая самооценка, тревожность.

Маленьких детей можно и нужно брать на руки, когда у них возникает в этом потребность. Для них это необходимо, и это является доказательством того, что мир надежен, а они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесным прикосновениям, ласкам у малыша возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия — способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей.

Иногда взрослые, стремясь воспитать самостоятельного ребенка (особенно если это мальчик), боясь избаловать его и думая, что он уже достаточно «взрослый», все реже и реже берут его на руки, ласкают его. Тогда ребенок по-своему решает свою проблему. Так, если он не удовлетворен количеством и качеством телесных контактов, он может научиться добиваться их различными способами, манипулируя родителями.

Если вы долго не видели ребенка, например, он был в ясельках/садике или у бабушки, и, только увидев вас, кроха бежит сломя голову и бросается на ручки, ни в коем случае не отказывайте — малыш должен убедиться, что вы все так же его любите и за эти пару часов разлуки ничего не изменилось. Если же вы, оправдываясь усталостью, этого не сделаете, малыш может подумать, что вы его не любите и почувствовать себя брошенным и не нужным. Если у вас есть проблемы со спиной, сядьте, но возьмите малыша на руки и крепко обнимите.

Как отучить ребенка от рук?

Если ребенок еще не может ходить с вами за руку, а вы не хотите (или не можете) нести его на руках, решением проблемы могут стать:

  • Увеличение времени общения с ребенком. Это должно быть время, когда вы не должны ни на что отвлекаться, а быть мыслями и делами только с крохой. Если вы моете посуду, а малыш сидит и смотрит – это не считается.
  • Понимание. Скажите малышу, что, больше носить на руках вы его не сможете, у вас очень болит спина и это может быть опасно. Вы можете сесть и взять кроху на руки, по-другому – никак. Обнимайте, целуйте, ласкайте, но только сидя.
  • Смена обстановки/»декораций». Многим детям быстро надоедают их игрушки и одна та же комната, в которой они играют, одна и та же площадка, на которой они гуляют. Попробуйте как-то изменить однообразные будни.
  • Нужда. Сделайте так, чтобы ребенку самому понадобилось и захотелось слезть с рук. Например, какая-нибудь игра на полу (мозайка, конструктор…). Вы можете сесть на пол с крохой на руках, и как бы мешать играть тем, что держите его. Может в каких-то ситуациях специально не отпускать.
  • Прогулочная коляска. Даже когда ребенок уже достаточно подрос, чтобы самостоятельно идти рядом со взрослыми, практически у всех детей бывают моменты, когда они хотят, чтобы их понесли на руках. Но вам нужно придумать, как сделать так, чтобы самостоятельная ходьба или езда в прогулочной коляске казались бы ребенку такими же интересными и занимательными. Например, ходьба может быть веселой и безопасной, если вы позволите ребенку идти перед вами и везти коляску, при этом придерживая коляску обеими руками сзади. Катание в коляске можно разнообразить, если посадить ребенка лицом к вам и петь песни, шутить и корчить веселые рожицы. Если ничего из этого не поможет, и ребенок будет настаивать на том, чтобы его взяли на руки, попробуйте договориться с ним: «Я донесу тебя до того большого дерева, а ты пойдешь (или поедешь в коляске) до угла…».
  • Велосипед. Возможно ребенку уже не интересно сидеть в коляске и он хочет принимать активное участие в путешествиях. Хорошим решением будет покупка велосипеда с ручкой. Даже если малыш еще не может крутить педали, он сможет держаться за руль – а для него сейчас это тоже самое, что управлять! Малыш будет чувствовать, что он занят чем-то важным и, возможно, забудет про мамины руки.
  • Переключение внимания — нужно чем-то его отвлечь и заинтересовать малыша, например, сказать «Смотри, какая машина красивая едет, а какого она цвета?», или для малышей «Смотри, вон кошечка (собачка) бежит и хвостиком машет». Нельзя говорить ребенку что-то обидное. Можно просто объяснить: «Маме тяжело, видишь, у нее руки заняты, помоги маме нести сумку». Ребенок с удовольствием согласится. А если при этом еще и похвалить его, что вот он какой молодец, мамин помощник, то капризы забудутся.

Если вы продолжаете носить ребенка на руках..

Если же ничего не помогает, и ребенок продолжает кататься на вас, как на личном транспорте, или вы осознанно решили продолжать носить малыша на руках, то:

✔Старайтесь чередовать нагрузку. Особенно если вы носите ребенка на бедрах по бокам. Если носить все время с одной стороны — сколиоз вам обеспечен.

Обратите внимание! Когда берете ребенка на руки, делайте это усилием ног, а не спины. Т.е. чтобы взять малыша, вы, с прямой спиной как бы приседаете, и встаете именно за счет ног, а не за счет «бедной» поясницы. Никаких рывков. Все медленно, подконтрольно. Срывать спину с такой техникой вы не будете.

✔ Используйте специальные приспособления, чтобы снять нагрузку с рук и не кривить позвоночник: хипсит, слинг, эрго-рюкзак.

✔ Занимайтесь спортом. Если вас может подменить кто-то на пару часов (бабушка, муж) – идите в спортзал. Укрепляйте спину (не всегда она успевает крепнуть по мере набора веса малышом), ноги, руки – в общем работайте над своей силой и выносливостью. Мало того, что выглядеть вы будете гораздо лучше, так еще и катать на ручках малыша станет значительно легче. У вас поднимется общий тонус организма и уставать вы будете меньше.

✔ Просто научитесь носить малыша с радостью, научитесь получать от этого удовольствие (если конечно у вас нет проблем со здоровьем), ведь очень скоро, если это девочка, кто-то другой уже будет носить ее на руках, а если мальчик, будет носить кого-то он.. Дети очень быстро вырастают. Поэтому цените и радуйтесь каждой секунде, проведенной с самым любимым крошкой на свете!

Таким образом, на вопрос, брать ли ребенка на руки при каждой просьбе или приучать к самостоятельности, однозначного ответа мы дать не можем. Решать вам. Главное помните, малыш должен чувствовать себя любимым и нужным!

Источник

Преодолеть — или смириться и утешиться

Давайте подробнее рассмотрим этот механизм. В жизни бывают ситуации, когда что-то идет не так, как нам хочется. У нас не получается что-то, мы что-то важное теряем, наша потребность не удовлетворяется или мы боимся, что такое произойдет в будущем.

Простейший случай: ребенок увидел на полке что-то красивое и блестящее, хочет достать. И не дотягивается. Слишком высоко. Налицо препятствие в удовлетворении потребности — фрустрация. Очень хочу — и не могу взять.

Первая реакция на фрустрацию — мобилизоваться и преодолеть барьер, вставший на пути. Малыш старается еще раз и еще, встает на цыпочки, тянется изо всех сил. Но никак. Тогда он оглядывается вокруг и тащит к полке стул — пыхтит, старается. Он весь собран, устремлен, мобилизован на преодоление препятствия.

Если стул не помог — еще не все потеряно, можно позвать взрослых и попросить их дать эту штуку, такую желанную и нужную. Не дают сразу — постараться получше, понастойчивей попросить.

То есть сначала включается план А — преодолеть, постараться, выложиться. Для этого в организме выделяются гормоны стресса, они усиливают обмен веществ, заставляют быстрее действовать и думать, помогают выложиться в борьбе с препятствием. И в большинстве случаев это завершается успехом — достал, добыл, получил — ура, победа, торжество, стресс сменяется радостью.

Но случается, что барьер не дается. Полез на стул — и упал, ударился. Потянулся — и все равно не достал. Попросил взрослого дать эту штуку, — а он ни в какую, нельзя и точка. Гормоны стресса уже в крови, мобилизация пошла — а победа сорвалась. Что тут делать?

Переходить к плану Б. Смириться с поражением, по крайней мере на данный момент. Принять ситуацию, пережить фрустрацию и утешиться. То есть перейти от мобилизации к демобилизации, выйти из состояния стресса в другую сторону — не в сторону радости и торжества, а в сторону печали и смирения.

Здесь хороший помощник — слезы (психолог Гордон Ньюфелд поэтично называет их «слезами тщетности»). Плач расслабляет, дает возможность «излить» свои чувства, причем в буквальном смысле: со слезами выделяются продукты распада гормонов стресса — кстати, довольно ядовитые в больших количествах.

В случае столкновения с фрустрацией бывает важно уметь как собраться и прорваться, так и смириться и расслабиться. Как говорится в древней молитве «Боже, дай мне силы изменить то, чего я не могу принять, и принять то, чего я не могу изменить». Чаще всего ребенок так и действует: он пробует сначала план А — прорваться, а уж если не вышло, то план Б — поплакать и смириться.

Брать ли ребенка на руки при каждой его просьбе

Ваш малыш просится на ручки потому, что чувствует одиночество, ему необходимо почувствовать ваше тепло, близость родного ему человека рядом с которым он чувствует себя в безопасности.

Впоследствии, во взрослой жизни, это чувство одиночества, пережитое в младенчестве и в раннем возрасте, повлечет за собой:

  • ослабление чувства собственной безопасности;
  • дети могут вырасти менее уверенными в себе, менее общительными;
  • если мать то нежна с малышом, то груба в отношении к нему, у него может возникнуть установка: «меня любят только тогда, когда я хороший». В связи с этим в дальнейшем может сформироваться низкая самооценка, тревожность.

Маленьких детей можно и нужно брать на руки, когда у них возникает в этом потребность. Для них это необходимо, и это является доказательством того, что мир надежен, а они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесным прикосновениям, ласкам у малыша возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия – способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей.

Иногда взрослые, стремясь воспитать самостоятельного ребенка (особенно если это мальчик), боясь избаловать его и думая, что он уже достаточно «взрослый», все реже и реже берут его на руки, ласкают его. Тогда ребенок по-своему решает свою проблему. Так, если он не удовлетворен количеством и качеством телесных контактов, он может научиться добиваться их различными способами, манипулируя родителями.

Читать также…. Ребенок падает с кровати во сне.. Как уберечь малыша от падения?

Если вы долго не видели ребенка, например, он был в ясельках/садике или у бабушки, и, только увидев вас, кроха бежит сломя голову и бросается на ручки, ни в коем случае не отказывайте – мылыш должен убедиться, что вы все так же его любите и за эти пару часов разлуки ничего не изменилось. Если же вы, оправдываясь усталостью (и т.д.), этого не сделаете, малыш крошка может подумать, что вы его не любите и почувствовать себя брошенным и не нужным.. Если у вас есть проблемы со спиной, сядьте, но возьмите малыша на руки и крепко обнимите.

Ребенок раннего возраста, как правило, проявляет больше интереса к взрослому, который за ним ухаживает, чаще всего матери. Если эти отношения носят эмоционально положительный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность, с помощью которой удовлетворяется потребность ребенка в любви и безопасности. Исследования многих ученых доказали, что если в раннем возрасте ребенок привязан к матери или к другим близким родственникам, в дальнейшем он будет испытывать меньше проблем в учебе и в общении со сверстниками и со взрослыми.

Именно поэтому специалисты не рекомендуют отдавать в ясли ребенка с года до полутора лет. Трехмесячный младенец не может выдержать даже часовую разлуку с матерью, а до 5 лет допустима разлука не более чем на 15 дней.

Для ребенка раннего возраста общение со взрослым является необходимым условием его полноценного развития. К сожалению, некоторые родители подменяют истинное общение уходом за ребенком. Они предпочитают в первую очередь выполнить домашние дела, а уж после этого… Как правило, после того, как все дела сделаны, ни у мамы, ни у ребенка не остается сил и желания играть, читать книги… А ведь совместное чтение, игра, беседа с ребенком может принести столько радости, эмоционального тепла, удовольствия и для ребенка, и для мамы. Иногда несколько минут «теплого» общения с мамой, ласковая песенка, нежные прикосновения самого нужного на свете человека могут быть самым главным желанием малыша.

Многие родители торопятся научить малыша читать,считать и т.д. И порой, сами того не замечая, очень давят на него и даже требуют невозможного. Не берите с них пример, всему свое время – придет время и крошка сам попросит вас научить его.. А пока ему нужны Вы: близкий и родной человек, который его понимает, любит, оберегает. Вы для него — олицетворение огромного мира, доброго и приветливого, если вы добры и приветливы и злого и колючего, если это не так.

Читать также…. Эпилепсия у детей: 9 факторов развития, 4 группы симптомов, 5 направлений лечения

Контейнирование в действии: в фильмах и в жизни

Вот для перехода от плана А к плану Б, от протеста к печали, и необходимо бывает контейнирование. Переход от мобилизации к демобилизации требует расслабления, в этот момент надо перестать бороться с миром, вообще перестать о нем думать. Нужно погрузиться в себя, отдаться чувствам, утратив на время бдительность, позволив себе «ничего не видеть» от слез, уйти в свои переживания.

Это сложно сделать, если нет защитного кокона вокруг, контейнера, психологической утробы. Если нет кого-то, кто своим поведением даст понять: «Положись на меня, в эти минуты за твою безопасность отвечаю я. Я ограждаю тебя от мира, а ты просто расслабься и позволь стрессу уйти».

Вспомним сюжеты голливудских боевиков: юную девушку похищают злодеи, ее отец или молодой человек ее спасает. Все время, пока длится фильм, девица в плену у злодеев демонстрирует чудеса стойкости: она не теряет присутствия духа, обдумывает планы бегства, дерзит негодяям и дает понять, что ее просто так не сломить. Опасность не позволяет ей «нюни распускать», в ее крови — гормоны стресса, она борется за свою жизнь, отложив страх и слабость на потом. Наконец, папа или бойфренд, покрошив злодеев на винегрет, сквозь огонь, взрывы и падающие металлоконструкции пробивается к девице и заключает ее в объятия. И что же она делает, наша храбрая и стойкая героиня? Конечно, рыдает, уткнувшись в его могучую грудь и всхлипывая. Она вмиг становится беспомощным ребенком, переходит к демобилизации. И это очень правильно, это лучшая профилактика постстрессового расстройства. Как только появилось, кому контейнировать, самое лучшее — сразу перестать «держать себя в руках», интенсивно выплакать стресс и размякнуть в надежных объятиях. Мощная теплая волна гормона доверия окситоцина смоет стресс, сосуды и мышцы расслабятся. Завтра девушка будет как новенькая и начнет готовиться к свадьбе.

Конечно, не все стрессы в нашей жизни так же серьезны, как у героев боевиков. Поэтому взрослые часто могут переходить от мобилизации к демобилизации и без помощи других людей.

Уехал из-под носа автобус, а мы-то мобилизовались, бежали — но не успели. Не искать же из-за такой мелочи утешающих объятий, мы чертыхнулись с досады — и утешились. Порвались колготки, сгорел пирог, поцарапалась машина — мы вздохнем и расстроимся, но справимся сами. Потому, что знаем как, умеем себя утешить, в свое время мы научились этому, когда нас контейнировали наши взрослые.

Но если стресс серьезный, обойтись без контейнирования нам будет сложно. Поэтому, будучи включены в человеческие отношения, мы постоянно в большей или меньшей степени становимся для своих близких психологической утробой, даже не всегда замечая это. Поведение контейнирования, как и поведение следования, — это бессознательное, свойственное нашему виду социальное поведение.

Представьте себе, что вы находитесь на работе, и вдруг вашему коллеге звонят из дома с трагическим известием. Он пребывает в состоянии шока. Вы не задумываясь приступите к поведению контейнирования: займете положение в пространстве между страдающим человеком и остальным миром, отгородите его телом, обнимете за плечи, сосредоточите на нем все свое внимание. Вы начнете проявлять базовую заботу: нальете воды, подставите стул. Если в этот момент в комнату войдет кто-то, кто ничего не знает, и попробует обратиться с вопросом, вы знаком и взглядом остановите его, чтобы он не проник в созданный вами контейнер поддержки и оберегания. Вы не будете планировать эти действия, размышлять, это включится само по себе: ближнему плохо, стресс серьезный, создай ему защитный кокон. Поведение контейнирования может не включаться только у людей с особенностями (например, с расстройствами аутического спектра) или у тех, кому в детстве никогда не помогали справиться со стрессом.

Реклама

Почему дети просятся на ручки?

Требование двухлетнего ребенка взять его на руки может обернуться проблемой. Малыш может отказываться шагать рядом с идущим взрослым, хотя с удовольствием бегает вокруг него, когда родитель сидит. Такое поведение может выглядеть как лень или демонстративный отказ идти домой, но в действительности это редко бывает так.

Когда ребенок начинает ходить, этот процесс для него не связан с перемещением из пункта А в пункт Б, ходьба для него – это удаление от взрослого, а затем возвращение «на базу». Если база начинает двигаться сама, ребенок чувствует себя растерянным. Он может плюхнуться на землю и заплакать.

Если вы замедлите шаг, он не последует за вами, поскольку не может этого сделать. Если вы вернетесь и возьмете его за руку, малыш сможет пройти с вами несколько шагов, но, даже держась за руку, он не сможет идти с вами рядом – в этот момент он как бы не чувствует, что вы вместе. Поэтому до трехлетнего возраста ребенок просится на руки – так он чувствует, что он с вами.

Почему еще малыши любят сидеть на руках?

  • Во-первых, это дает ощущение особой эмоциональной близости – кроха соскучился, ему хочется, чтобы вы обратили на него внимание, приласкали его.
  • Во-вторых, детские ножки могут отдохнуть.
  • В-третьих, мылыш может быть не здоров или его что-то тревожит (например, режутся зубки).
  • В-четвертых, это дает чувство защищенности и безопасности. Например, кроха теперь выше проходящих мимо собак, которые могут испугать и т.д.
  • И наконец, когда вы берете ребенка на руки, его обзор увеличивается – до этого он видел на уровне ног и колес, а теперь видит все, что видите вы; и он может видеть лица взрослых и слышать, о чем они разговаривают.

Как отучить ребенка от рук?

Если ребенок еще не может ходить с вами за руку, а вы не хотите (или не можете) нести его на руках, решением проблемы могут стать:

  • увеличение времени общения с ребенком. Это должно быть время, когда вы не должны ни на что отвлекаться, а быть мыслями и делами только с крохой. Если вы моете посуду, а малыш сидит и смотрит – это не считается;
  • понимание – скажите малышу, что, больше носить на руках вы его не сможете, у вас очень болит спина и это может быть опасно. Вы можете сесть и взять кроху на руки, по-другому – никак. Обнимайте, целуйте, ласкайте, но только сидя.
  • смена обстановки/”декораций”. Многим детям быстро надоедают их игрушки и одна та же комната, в которой они играют, одна и та же площадка, на которой они гуляют. Попробуйте как-то изменить однообразные будни..
  • нужда – сделайте так, чтобы ребенку самому понадобилось и захотелось слезть с рук. Например, какая-нибудь игра на полу (мозайка, конструктор…). Вы можете сесть на пол с крохой на руках, и как бы мешать играть тем, что держите его. Может в каких-то ситуациях специально не отпускать.
  • прогулочная коляска. Даже когда ребенок уже достаточно подрос, чтобы самостоятельно идти рядом со взрослыми, практически у всех детей бывают моменты, когда они хотят, чтобы их понесли на руках. Но вам нужно придумать, как сделать так, чтобы самостоятельная ходьба или езда в прогулочной коляске казались бы ребенку такими же интересными и занимательными, например: Ходьба может быть веселой и безопасной, если вы позволите ребенку идти перед вами и везти коляску, при этом придерживая коляску обеими руками сзади.
  • На безопасных участках пути вы можете гоняться друг за другом или наперегонки.
  • Катание в коляске можно разнообразить, если посадить ребенка лицом к вам и петь песни, шутить и корчить веселые рожицы, или притвориться, что вы лошадка и позволить ребенку «управлять» вами.Если ничего из этого не поможет, и ребенок будет настаивать на том, чтобы его взяли на руки, попробуйте договориться с ним: «Я донесу тебя до того большого дерева, а ты пойдешь (или поедешь в коляске) до угла…». Нет деревьев и углов? Тогда попробуйте считать. Ребенок может отвлечься до того, как вы досчитаете до ста.
  • велосипед. Возможно ребенку уже не интересно сидеть в коляске и он хочет принимать активное участие в путешествиях. Хорошим решением будет покупка велосипеда с ручкой. Даже если малыш еще не может крутить педали, он сможет держаться за руль – а для него сейчас это тоже самое, что управлять! Малыш будет чувствовать, что он занят чем-то важным и, возможно, забудет про мамины руки.
  • переключение внимания – нужно чем-то его отвлечь и заинтересовать малыша, например, сказать “Смотри, какая машина красивая едет, а какого она цвета?”, или для малышей “Смотри, вон кошечка (собачка) бежит и хвостиком машет”. Можно просто предложить пробежать в догонялки (для детей постарше). Нельзя говорить ребенку что-то обидное. Можно просто объяснить: “Маме тяжело, видишь, у нее руки заняты, помоги маме нести сумку”. Ребенок с удовольствием согласится. А если при этом еще и похвалить его, что вот он какой молодец, мамин помощник, то капризы забудутся.
  • Читать также…. Как справиться с детской истерикой: 5 главных правил и советов психолога

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]